«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК»
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК» Письмо департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ от 23.09.05 № 03-06-02-04/75 В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. С1 января 2005 года вступила в силу глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс), согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований. Статьей 3 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установлено, что при принятии представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 года земельного налога в соответствии с главой 31 Кодекса Закон от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» (далее - Закон), за исключением статьи 25, не применяется. Как следует из письма, земельный участок расположен в Московской области, на территории которой нормативные правовые акты о введении с 1 января 2005 года земельного налога в соответствии с главой 31 Кодекса представительными органами муниципальных образований не приняты, в связи с чем взимание земельного налога в 2005 году осуществляется на основании Закона. Согласно статье 1 Закона налогоплательщиками земельного налога признаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. При этом за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Таким образом, обязанность по уплате земельного налога у покупателя земельного участка возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок. При этом продавец земельного участка остается налогоплательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок. Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ней» датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. На основании статьи 17 Закона земельный налог с юридических лиц исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. При этом в случае перехода права собственности на земельный участок в течение года от одного налогоплательщика к другому земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате прежнему собственнику земли с января этого года до месяца, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому -- начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок (пункт 9 Инструкции МНС России от 21 февраля 2000 г. № 56 по применению Закона Российской Федерации «О плате за землю»). Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации. Заместитель директора департамента таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ А.И. Иванеев
|