Министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Марат Хуснуллин рассказал о ходе реализации в республике приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Министр отметил, что на протяжении нескольких лет в Татарстане ежегодно вводится около 82-89% жилья от максимально достигнутого дореформенный период страны. В 2006 году этот показатель составил 1778 тыс. кв. м., или 0,47 кв. м. на одного проживающего (в среднем по России - 0,35 кв. м.). Серьезные предпосылки для роста жилищного строительства создала реализация Программы ликвидации ветхого жилья (1996-2004 гг.), в рамках которой было построено 2,82 млн.кв.м. Около 50 тыс. семей, ранее проживавших в ветхом жилье, безвозмездно получили благоустроенные квартиры. Кроме того, в рамках этой программы, а также ряда других республиканских программ осуществлялось развитие инженерно-коммуникационных сооружений, строились объекты социальной и культурно-бытовой сферы, что позволило в целом по республике создать благоприятный климат для направления инвесторами средств в жилищное строительство.
Говоря о национальном проекте, Марат Хуснуллин подчеркнул, что цель жилищного национального проекта - сформировать рынок доступного и комфортного жилья. "Подготовка к проведению в Казани Президиума Государственного совета РФ по вопросам реализации нацпроекта и реформирования ЖКХ показала, что, несмотря на то, что в стране начал развиваться рынок ипотечных кредитов, сам рынок жилья остался несбалансированным - предложения жилья существенно отстают от спроса на него, особенно в секторе жилья для граждан с доходами ниже среднего уровня. Если говорить кратко: доступность жилья должна быть обеспечена увеличением объемов ввода и совершенствованием механизмов его приобретения для всех категорий населения, а комфортность проживания может быть достигнута за счет применения новых, ресурсо- и энергосберегающих технологий в строительстве, новых строительных материалов, реформированием системы жилищно-коммунального хозяйства", - отметил министр.
Марат Хуснуллин напомнил, что Кабинетом Министров РТ подписано соглашение с Министерством регионального развития Российской Федерации по реализации национального проекта на 2006-2007 годы. Утвержден план реализации проекта в республике, определены его параметры в муниципальных образованиях - на основе заключенных соглашений между министерством и муниципальными образованиями республики. Принято свыше 30 нормативных правовых актов.
Среди важнейших факторов реализации нацпроекта министр отметил наличие под застройку земельных участков, обеспеченных необходимой градостроительной документацией и инфраструктурой и увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования
"Если по разработке градостроительной документации в республике ситуация одна из благоприятных среди регионов России и республиканскими органами делается много для полного ее наличия, то многими муниципальными образованиями эта работа не проводиться, хотя в соответствии с действующим законодательством - это задача именно муниципальных образований. В сфере выделения под застройку земельных участков также муниципальные образования (а это тоже их сфера деятельности) не имеют четкого и прозрачного механизма, что сдерживает поток инвестиций. Еще одним моментом, сдерживающим развитие жилищного строительства, является то, что на созданном в предыдущие годы заделе по инженерной инфраструктуре жилье построено и требуется развитие инженерных сетей и объектов", - сказал Марат Хуснуллин.
В рамках развития в республике ипотечного жилищного кредитования по стандартам Агентства в 2006 году выдан 2 331 ипотечный кредит на сумму 1 млрд. 508 млн. руб. "Этот показатель в суммарном отношении в 5,4 раза превышает уровень 2004 года, что свидетельствует о существенной положительной динамике ипотечного жилищного кредитования в республике. В 2007 год планируется выдать кредиты на сумму 1 млрд. 800 млн. рублей. Но классическая ипотека предназначена для граждан, чьи доходы позволяют оплачивать ипотечные кредиты", - подчеркнул министр.
В республике для граждан с небольшими доходами, в том числе для бюджетников, работников предприятий реализуется Программа социальной ипотеки, важный элемент которой предоставление жилья не просто в рассрочку платежей, а и регулирование цены. По данной программе жилье строится по ценам, регулируемым Правительством республики, и в 2006 году по разным городам и районам они составляли от 11 до 16 тыс. рублей за 1 кв. м., в то время как на рынке цена перешагнула отметку 30 тыс. рублей. В 2005-2006 годы на реализацию Программы социальной ипотеки было мобилизовано свыше 10,8 млрд. руб., из них средства участников программы - 3,8 млрд. руб. За два года действия программы 6061 семья в 2005 году. и 7420 семей в 2006 году улучшили свои жилищные условия.
По итогам 2006 года по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" в республике улучшили жилищные условия 1334 молодые семьи. Жилье предоставлено как через действующий механизм программы социальной ипотеки, которую реализует Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан, так и по федеральной программе, реализуемой министерством по делам молодежи Республики Татарстан.
"Татарстанская программа социальной ипотеки представляет собой действительно уникальный продукт, который что немаловажно эффективно внедрен. Действие Программы социальной ипотеки запланировано на долгосрочную перспективу. Жилье в рамках программы предоставляется на условиях рассрочки платежа до 28,5 лет под 7% годовых за невыкупленные квадратные метры жилья, с оформлением права собственности на него после выкупа. Также предусмотрена возможность выбора квартиры, различные размеры первоначального взноса. Допускается возможность внесения первоначального взноса вторичным жильем. При рождении ребенка выделяется субсидия в размере 200 тыс. руб., направляемая на уплату первоначального взноса или текущих платежей по выкупу жилья в собственность. При этом субсидия распространяется не только на молодые семьи, но и на всех участников социальной ипотеки, в семьях которых родились дети. В случае возникновения временных материальных затруднений в семье и невозможности вносить текущие платежи, невыкупленная часть жилого помещения может быть предоставлена в наем с сохранением возможности последующего возобновления платежей по выкупу его в собственность", - подчеркнул министр.
Как отметил министр, в Татарстане активно развивается программа малоэтажного строительства. Сегодня полным ходом ведется строительство четырех централизованных поселков в пригороде Казани. Общая осваиваемая территория составляет около 620 га, проектный ввод жилья свыше 1,2 млн. кв. метров. Сдана перывая очередь коттеджного поселка "Загородный" в Зеленодольском районе. На площадке пос. "Загородный" в порядке эксперимента реализованы 12 технологий строительства быстровозводимого малоэтажного жилья. Введено 83 дома. Вторая и третья очереди (завершение в 2008 году.) дадут еще 280 домов.
Еще пять аналогичных поселков подобного типа находятся на стадии проектирования и согласования документации. В рамках развития малоэтажного строительства также определены основные географические направления освоения пригородных территорий крупных городов республики. Это - Зеленодольское, Лаишевское, Верхнеуслонское, Высокогорское и Пестречинское направления развития пригорода Казани, земли Тукаевского и Елабужского районов. Ведется проработка вопросов по резервированию земельных участков и их освоению для строительства малоэтажного жилья во всех муниципальных объединениях.
По мнению Марата Хуснуллина, для того чтобы ускорить темпы реализации национального проекта необходимо в каждом муниципальном образовании развить рынок предоставления под жилищную застройку земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией и инфраструктурой. "Федеральными органами пересмотрена схема государственной поддержки обеспечения земельных участков под жилищное строительство объектами коммунальной инфраструктуры, что позволит инвесторам участвовать в реализации проекта. Но нужны реальные средства для реализации этой схемы. Необходимо рассмотреть возможность оказания поддержки федерального бюджета при обеспечении территорий комплексной жилой застройки дорожно-транспортной инфраструктурой.
Сегодня надо пересмотреть подход к определению нормативной стоимости квадратного метра, от которой зависят размеры начисляемых субсидий по жилищным сертификатам гражданам, отнесенным к отдельным категориям, с тем, чтобы эта стоимость отражала реальные цены на рынке, и государственная поддержка была действенна. При этом необходимо рассмотреть вопрос возможности вовлечения в реализацию этой подпрограммы механизмов ипотечного жилищного кредитования", - отметил министр.