Проблему обеспечения инженерно-коммунальными сетями новых объектов строительства обсудили сегодня в Кабинете министров РТ в ходе совещания-видеоконференции по вопросу ввода жилья в республике в рамках приоритетного национального проекта.
Как заявил министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Марат Хуснуллин, на сегодняшний день в Татарстане выполнено 45,9% от республиканского годового задания. Однако многие строящиеся объекты не имеют инженерных сетей. Загвоздка, по мнению главы ведомства, заключается в пониженной активности руководителей органов местного самоуправления. В некоторых муниципальных районах в бюджете даже не заложена соответствующая статья расходов. В связи с этим министр дал задание предусмотреть средства в местных бюджетах, иначе просто невозможно будет получить федеральные субсидии. О работе органов местного самоуправления в данном направлении будет проинформирован Президент Татарстана, подчеркнул Марат Хуснуллин.
По словам замглавы ведомства Олега Крутикова, с одной стороны, развитие жилищного строительства дало толчок для интенсивного развития инженерной инфраструктуры. В то же время, отметил он, схема субсидирования затрат на уплату процентов, предложенная ФЦП "Жилище" в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" не заработала. В рамках этой схемы Республикой Татарстан в Росстрой были заявлены 12 крупных инвестиционных проектов, 7 из которых прошли конкурсный отбор (общая сумма привлекаемых инвестиций на строительство объектов коммунальной инфраструктуры составила 5,9 млрд. рублей).
Замминистра напомнил, что в декабре 2006 года в ФЦП "Жилище" внесены изменения, в соответствии с которыми право на государственные гарантии и субсидирование процентной ставки получили непосредственно застройщики (инвесторы).
Условия государственной поддержки данного направления предполагают предоставление субсидий из средств бюджета Российской Федерации на погашение части процентной ставки по кредитам, выданным застройщикам на строительство инженерных сетей (50 % от размера процентной ставки при многоэтажном строительстве, 100% - при малоэтажном). Кроме того, из бюджета Республики Татарстан и бюджетов муниципальных образований, на территории которых реализуются проекты, обеспечивается компенсация до 50 % при многоэтажном строительстве (предоставление субсидий из местных бюджетов является обязательным условием реализации подпрограммы).
Олег Крутиков назвал ряд проблемных вопросов, применимых в целом ко всем, либо большинству площадок. Во-первых, все крупные проекты по жилищному строительству являются долгосрочными, в связи с чем необходимо увеличить сроки предоставления кредитных ресурсов и субсидий застройщикам как минимум до 5-7 лет. Во-вторых, предоставление государственных гарантий предусматривается только в случае реализации проектов субъектом федерации или муниципальным образованием, для стимулирования активности застройщиков необходимо предусмотреть предоставление госгарантий Российской Федерации для проектов, реализуемых юридическими лицами.
Значительное число проектов (в том числе и по малоэтажному строительству) предусматривают создание собственных генерирующих мощностей, поэтому, считает Олег Крутиков, необходимо предусмотреть частичное прямое финансирование их строительства, поскольку в целом они обеспечивают энергоснабжением значительные жилые площадки.
Строительство внеплощадочных инженерных сетей является прерогативой эксплуатирующих организаций и сетевых компаний, которые возмещают затраты на строительство путем взимания стоимости за подключение к построенным сетям. Однако, заметил замминистра, в соответствии с действующими нормативными документами, данные организации не могут быть участниками соответствующей подпрограммы ФЦП "Жилище", и складывается ситуация, когда строительством инженерных сетей занимаются девелоперские компании, которые впоследствии вынуждены решать непростые вопросы передачи построенных сетей в собственность эксплуатирующих организаций и возмещать свои затраты за счет реализации жилья. В связи с этим, заявил замглавы Минстроя, необходимо включить в перечень лиц, которым предоставляются субсидии на погашение процентных ставок, которые соответствующими соглашениями с девелоперскими компаниями связаны с комплексным освоением конкретных территорий.
Также было отмечено, что важным фактором снижения себестоимости жилищного строительства может служить возможность привлечения "дешевых" зарубежных инвестиций (кредитование проектов жилищного строительства по более выгодным условиям, чем это могут предоставить российские кредитные учреждения), в том числе в рамках обеспечения территорий комплексной жилой застройки инженерными сетями. Для федерального бюджета низкая ставка привлечения, а, следовательно, и меньший объем процентных выплат, означает экономию выделенных средств. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в действующие нормативные документы, заявил Олег Крутиков.
"На сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация: инвесторы готовы вкладывать средства в жилищное строительство, но для реализации инвестиционных проектов нет подготовленных площадок, а у местных властей на предпроектную подготовку территорий отсутствуют денежные средства. Решением вопроса может стать соответствующий механизм, при котором субъекты федерации и органы местного самоуправления могут получить кредит на осуществление предпроектной подготовки территории (межевание, разработка и утверждение проекта планировки территории) с субсидированием процентной ставки, а затем продают подготовленные земельные участки инвесторам под жилую застройку для возвращения кредитных ресурсов", - подытожил заместитель министра.