Челнинский дизайнер и архитектор Вадим Хайман принял участие в Международном форуме дизайна и архитектуры «Новый город», проходившем в конце ноября в Тольятти. Этот город претендует на то. чтобы стать одним из региональных центров развития дизайна, которые решено было создать в рамках государственной программы развития дизайна в нашей стране. На форум в Тольятти съехались специалисты не только из России, но и Германии, Испании, Великобритании. Последний раз такой представительный форум по проблемам малых городов собирался в Набережных Челнах почти 15 лет назад. Это была конференция, проходившая под патронажем ЮНЕСКО. Именно с этой исторической ссылки мы начали наш разговор с Вадимом Хайманом.
— Вадим Исаакович, на той челнинской конференции достаточно громко звучала мысль, что среда молодых городов достаточно агрессивна к человеку и ее нужно менять.
- То же самое говорили и на форуме в Тольятти.
— Скажите, неужели в Челнах за эти годы не произошло никаких изменений?
- Если бы не последние два года, я бы сказал, что нет. Два года нам дали пример работы над бульваром Энтузиастов, над благоустройством территорий новых крупных торговых центров. Но это все пока локально, нет системной работы, о необходимости которой говорили на форуме. Старые парадигмы устарели, и главное, устарела советская система генплана, которая присуща авторитарному общественному устройству, когда все пытаются спланировать заранее на 20 лет. На первый план сейчас выходит формирование стратегий городского развития, которая определяет локальные фрагменты городской среды.
При капитализации экономики происходит еще большее ужесточение городской среды, потому что главным становится вкус заказчика, который чаще всего находится на низком уровне, и его нежелание вкладывать лишние деньги. Стратегия городского развития предполагает участие городского культурного сообщества в планировании законченных фрагментов городской среды с учетом желаний заказчика, возможностей под- рядчика и главным образом - потребностей горожан.
- Пока препоны дурновкусию заказчиков пытаются создать властные структуры, отклоняя те или иные проекты и отправляя их на доработку.
- Этого недостаточно, это опять практически авторитарное решение, будь то мнение главного архитектора города или городской администрации при участии I градостроительного совета. Нужны более крупные образования, которые вносят культурную составляющую. В разных странах это разные структуры, но суть их
в том, что таким образом консолидируются власть, бизнес и креативное городское сообщество. Рефреном в выступлении Хосе Асебилло, главного архитектора Барселоны, на форуме в Тольятти звучало как раз то. что во главу угла должен быть поставлен творческий подход.
- Наши городские власти
в последнее время рассматривают Барселону в качестве примера в создании городской среды. Но все-таки Барселона всемирно известный город, центр туризма. Неужели Челны действительно могут что-то реализовать из опыта этого города?
- Барселона очень изменилась за последние 25 лет. Из малоизвестного города, который знали лишь художники и историки по творчеству Гауди и Дали, он превратился в по-настоящему интересный город, культурный центр, центр туризма, благодаря как раз работе Хосе Асебилло, главного архитектора этого города. Он, кстати, недавно был участником международного арт-десанта в Казани. В столице республики тоже всерьез начали относиться к созданию новой городской среды. Асебилло говорил о том, что наиболее дорогим городским фондом сейчас становится именно территория, а не объекты. И приводил примеры того, как городское сообщество Барселоны, в которое входят представители власти, бизнеса и дизайнеры, работают на локальных городских территориях. Он рассказал о решении проблемы выхода города на море. Вид на море был перекрыт промышленными предприятиями, инфраструктурой. У нас существует такая же проблема - город стоит на реке, а мы ее не ощущаем, не видим. Проблема может быть решена, если будут предприняты шаги по планированию застройки таким образом, чтобы она выводила город к реке и открывала вид на Каму. Многое из-за новых застроек не исправишь, но еще есть возможности, которые можно использовать, нужны лишь идеи, а идеи могут появиться только в процессе обсуждений, проектных семинаров. Мы с детьми школы «ДА-ДА», кстати, сейчас делаем проект «Город, ощущающий реку». Были и другие примеры, которые можно использовать для создания комфортной городской среды.
— Вадим Исаакович, а в Европе есть примеры таких городов, как Набережные Челны и Тольятти, которые были созданы при заводах?
- В Европе не так много городов, которые были построены на базе одного завода, хотя такие примеры есть - например, город Автоштадт в Германии в округе Вольфсбург, где производятся автомобили «Фольксваген». На форуме был представитель этого автомобильного города, который выступил с докладом «Мировые бренды и социальное партнерство в развитии территории». Автоштадт сразу создавался как завод-город, открытый горожанам. Там город и предприятие не разделены. Любой горожанин, гуляя по территории завода в специально спроектированных парках, может через стеклянные стены наблюдать, как создается автомобиль «Фольксваген*. Это практически действующая выставка производства. Заводские цеха соседствуют с театрами, кинозалами и музеями.
— Можно что-то перенять из опыта Автоштадта?
- Можно перенять отношение к горожанам. Автоштадт - пример создания комфортной среды, как и Барселона. При этом нигде в мире не рассматривают дизайн городской среды как просто спонсирование социальной сферы. Дизайн приносит прибыль. У нас пока этого не пони-
мают. В представлении многих это нечто, служащее для оформления жилища, и не более того. Во всем мире ресурсы дизайна используются в интересах экономики. Они настолько высоки, что во многих странах являются предметом государственной экономической политики. По статистическим данным, вложения в дизайн приносят 150% прибыли. Многие выступающие, как и Хосе Асебилло, говорили о необходимости консолидации усилий, чтобы реализовать эти возможности. Антония Вард, член Британского совета по дизайну, рассказала о том, каким образом в Англии экономическое сообщество, власть сотрудничают с дизайнерами и как дизайн влияет на экономику страны. Другой английский дизайнер Том Флеминг в докладе изложил варианты соединения экономики, власти и креатива и на реальных примерах показал, какие возможности при этом открываются.
- Как вы считаете, создание такого сообщества возможно в Челнах?
- Возможно, при желании городских властей, бизнеса. Нужны контакты. Без обсуждений, попыток двигаться в этом направлении ничего не получится. Архитекторы и дизайнеры сами по себе не могут создать такую структуру. Нужно партнерство.
Зульфия СУЛТАНОВА.
Источник: газета "Вечерние Челны"