Стабильность - вот, пожалуй, главное слово, характеризующее достижения российских властей за последние восемь лет. Профицитный бюджет, крупный стабилизационный фонд, прочные золотовалютные резервы... С одной стороны, все это получило высокую оценку инвесторов и позволило России интегрироваться в мировую экономику. С другой - государство, накопив финансовый "жирок", наконец смогло уделить внимание гражданам. Благодаря макроэкономической стабильности власти начали заботиться уже не только и не столько о выживании людей, сколько о качестве их жизни.
Главная инициатива, направленная на повышение качества жизни россиян, - четыре национальных проекта. Позднее к ним присоединились еще две амбициозные задачи: газификация регионов, которую часто называют "пятым нацпроектом", в определенном смысле к ним можно отнести и подготовку к Олимпийским играм в Сочи. Но не исключено, что все эти проекты могут столкнуться с определенными трудностями, преодолевать которые будет непросто.
Что общего у этих шести программ, на первый взгляд таких разных? Каждый из нацпроектов - образовательный, сельскохозяйственный, медицинский и, разумеется, жилищный - так или иначе "завязаны" на строительство школ ли, больниц или жилья. Строительства требует и газификация, а город Сочи в преддверии Олимпиады уже стал стройкой века. Следовательно, проблемы строительной отрасли уже сейчас отражаются на крупнейших государственных программах.
Последние годы стали для России временем строительного бума: сначала он начался в Москве, а с началом нацпроектов распространился и на регионы. Но к бурному росту строительства оказался не готов сектор производства стройматериалов. Причем не готов сразу "по двум статьям". Во-первых, существующих производственных мощностей явно недостаточно. Во-вторых, производство стройматериалов в России сегодня не развито не только количественно, но и структурно. Структурная отсталость заключается в том, что этот рынок сильно монополизирован. По этой причине и без того высокие из-за дефицита цены вздуваются еще больше, а эффективного развития отрасли при этом не происходит.
Результатом стал беспрецедентный рост цен на стройматериалы в 2007 году. По некоторым их видам расценки выросли на 80 процентов. Но на этом удорожание явно не остановится: следующий его виток по традиции приходится на начало весны, когда активизируются строительные работы.
Пострадают от этого не только те, кто решит в этом году построить дачу, но и те, кто даже не помышлял об этом. Ведь недостаточное развитие стройиндустрии автоматически влияет и на экономический рост, и на реализацию социально ориентированных программ. Удорожание же строительных материалов создает дополнительные и непредусмотренные (да и непредсказуемые) трудности для реализации таких успешных проектов, как реконструкция ветхого жилья в Москве, строительство домов для военных.
Дороговизна стройматериалов будет означать для социальных строительных программ два возможных сценария: либо будут урезаться сами программы, либо государству придется раскошелиться гораздо больше, чем планировалось. А если учесть, что со строительством так или иначе связаны все крупнейшие проекты, затеянные государством в последние годы, то становится ясно - масштаб этих дополнительных расходов будет астрономическим.
Наконец, удорожание строительных материалов провоцирует рост цен во всех других сферах и раскручивает маховик инфляции. Ведь практически любая компания тратит деньги на строительство и ремонт - будь то магазин, аэропорт или жилой дом. Так что вкупе с кризисом на мировых рынках и возможным снижением цен на нефть все это вполне способно подорвать стабильность уже на макроэкономическом уровне.
Неудивительно, что некоторые регионы становятся зависимыми не только от отечественных монополистов, но и от иностранных производителей. Так, уже сегодня армянские производители цемента обязались поставить для строительных работ в Сочи 50 тысяч тонн цемента. Но и этого будет явно недостаточно.
А в других регионах России рынок строительных материалов вовсе утратил цивилизованные черты. Например, в Восточную Сибирь и Приморье китайский цемент поступает зачастую контрабандой. В этих условиях невозможно отследить его качество и соответствие российским требованиям. Понятно, что говорить о качестве строительства и безопасности новых домов в этом случае вообще не приходится.
Что в этой ситуации можно предпринять? Осмелимся предположить, что первым шагом могло бы стать усиление роли контролирующих органов на рынке стройматериалов. При поддержке регуляторов, в первую очередь антимонопольного ведомства, этот рынок должен стать рынком в полном смысле слова. Необходимы иные, более справедливые по сравнению с нынешними биржевыми механизмами способы ценообразования.
Кое-что делается уже сегодня. Например, в конце 2007 года правительство временно отменило ввозные пошлины на цемент. С одной стороны, этот шаг можно приветствовать: он дает надежду на "обеление" поставок цемента из-за границы. Но этого мало: ключевые проекты, от которых зависит жизнь миллионов россиян, не может целиком зависеть от одного лишь импорта. Поэтому стране нужна собственная, мощная и эффективная строительная индустрия. Многие нынешние игроки на этом рынке, увы, оказались либо неспособны, либо просто не расположены в достаточной мере развивать свои производства. Поэтому необходима инициатива со стороны государства.
С одной стороны, власти могут и должны действовать рыночными механизмами: например, налоговыми льготами и "режимом максимального благоприятствования" для всех, кто пожелает вложить деньги в производство стройматериалов. Но такие меры дают эффект не сразу, так что, возможно, на первых порах государству есть смысл подумать о непосредственных инвестициях в эту отрасль. В конце концов это поможет решить и другие проблемы, например, необходимость инвестирования накопленных средств через фонды развития в реальную экономику. Опыт показал, что зачастую чиновники сталкиваются с "дефицитом идей": получается, что деньги есть, а толковых и надежных проектов для их вложения не так уж много. Сама жизнь подсказывает, что особое место среди этих проектов могла бы занять промышленность строительных материалов. К этой мысли уже приходят многие руководители. Так, полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко недавно заявил, что строительная индустрия должна быть флагманом экономического и промышленного развития Центрального федерального округа.