Лет 7-10 назад, когда земельные наделы близ Челнов стали оживать появлялись улицы, затем поселки из малоэтажных домов, одних этот факт мало интересовал, других возмущал и удивлял: откуда у людей такие деньги, у третьих, кто умнее и прагматичнее, вызывал улыбку. Они понимали, что разных хлопот у хозяев будет немало. Многие челнинцы в те годы ютились в малосемейках, взрослые не могли разъехаться с детьми . квартирный вопрос был настоящим бедствием. Местная власть ломала голову, как разрешить эту социально-общественную проблему. Спасти ситуацию могло только активное строительство. И вот оно началось.
ХОРОШЕЙ ПОМОЩНИЦЕЙ стала ипотека, а затем — объявленный в стране национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Все это дало возможность не только получить квартиры, наконец, нуждающимся, но и выстроить новые ориентиры — жить лучше. Можно с уверенностью сказать, что сегодня заиметь коттедж уже не просто мечтает, а планирует не самый богатый челнинец или крутой начальник, а среднего достатка человек.
В Исполкоме специалистами строительства подготовлена концепция малоэтажной застройки города до 2015 года. С 21,4% — в 2007 году (в РФ — 40%, в РТ — 49,6%) мы должны через девять лет довести (от вводимого жилья) объемы строительства индивидуальных домов до 75%. Короткие сроки, но они оправданы. Мировая практика свидетельствует о стремлении жителей городов обзавестись индивидуальными домами, и в итоге около 70% населения этих стран проживает именно в них. И наши местные аналитики подтверждают, спрос на квартиры в многоэтажных домах падает, а обращений за выделением земельных участков становится больше, стоимость земли все возрастает. Предельные возможности автограда по размещению этого вида жилья ограничены, поэтому оно уже запроектировано на новых осваиваемых сегодня территориях — Замелекесье, Прибрежный, Орловка, Молодежный. Наибольшей реальностью для развития социальной и транспортной инфраструктуры обладает Тукаевский район в радиусе до 30 километров. Требуют дополнительного изучения территориальные резервы 30-километровой зоны от города в Сармановском, Мензелинском, Елабужском районах.
В Челябинской области для обеспечения жильем граждан рассматривают, как перспективный вариант, развитие территорий садовых обществ. И по мнению заместителя начальника управления строительства Анатолия Котвицкого, это не утопия: как минимум, сюда подведены дороги, электроэнергия, водоводы. 20 семей-дачников из «Прибрежного» круглогодично живут в своих домиках, ездят на работу в город, при этом около 200 не пользуются земельными участками вообще, брошены 52 гектара земли в другом обществе. Но это — «резервные» пути.
Что касается градостроительных условий, то предусматриваются три основных типа застройки: «городская» — высокоплотной блокированной в 2—3 этажа с минимальным придомовым участком, «пригородная» — отдельно стоящий дом (коттедж) на 1—2 семьи с участком до 0,12 га, «сельская» — индивидуальный дом (усадьба) с учетом до 0,20 и более га.
Ценовая политика на жилье определяется многими составляющими, в первую очередь, материалом, из которого оно возводится. Сами застройщики ищут пути удешевления квадратных метров. И уже возвращаются к недооцененному прежде дереву — это наша российская перспектива — деревянный дом обходится в 1,5 раза дешевле, чем кирпичный. 70% американцев предпочитают именно этот стройматериал для своих жилищ. А недавно Котвицкий был участником обсуждения проекта одного некоммерческого объединения, которое предлагает строить из соломенных блоков. Это не самодеятельность — расчеты представлены авторитетным профессором Казанского инженерно-строительного университета. И данный опыт опробован в Америке и Европе. Почему не может быть приемлем у нас? К тому же есть потенциальные инвесторы, которые готовы строить дома на продажу.
Но главное, как говорят строители, не дом построить, а благоустроить площадку, где он потом появится – подвести инженерные сети, дороги, создать социальную инфраструктуру. Это требует огромных финансовых единовременных вложений, составляет порой до 30% стоимости строительства.
ЧЕМ МОЖЕТ ОБЕРНУТЬСЯ непроработка данного этапа строительства. Челны имеют горький собственный опыт. Территория за проспектом Яшьлек, где коттеджные поселки образовали микрорайоны — 67, 67А, 71, 68, 66, не знают, что такое хорошие освещенные безопасные дороги, инженерные коммуникации. В 67-й микрорайон, например, можно добраться по разбитой грязной 12-летней давности камазовской дороге. По словам управляющего товариществом домовладельцев «Сосновый бор» Виктора Рождествина, жильцы полтора года назад собрали необходимую сумму и заказали проект по освещению «магистрали», но он так и затерялся в кабинетах «Горсвета». А со строительством дороги так и вовсе нет перспективы, хотя обращались частники к властям не раз: недостроенный объект не числится на балансе города. Схожее положение и по инженерным коммуникациям. КАМАЗ запросто так не передает их городу. «Заложников» ситуации становится все больше – в этой части Челнов действуют четыре кондоминиума. Только в «Сосновом бору» проживают 110 семей.
Сейчас за Яшьлек началось освоение 64—65-го микрорайонов крупным инвестором-застройщиком «ФОН». Город планирует обустроить прилегающие к ним подъездные пути, в том числе полуторакилометровый участок упомянутой дороги М-18. Но это не решает всех бед существующих коттеджных поселков. Управляющие кондоминиумами предлагают властям создать отдельную управляющую компанию, которая бы занялась бытоустройством частников — люди просто хотят чувствовать себя горожанами, а не обитателями каких-то территорий. Все они являются или являлись налогоплательщиками, а значит, вправе рассчитывать и на дороги, и на общественный транспорт и т. д.
СЕГОДНЯ В ГОРОДЕ применяют современные, эффективные подходы к малоэтажной застройке наряду с многоэтажной во вновь осваиваемых районах. В Замелекесье, где только начинается строительство высотных домов – в этом году планируется, что их будет строиться пять, свое место под солнцем занял поселок из 300 коттеджей.
Проект застройки микрорайона выполнялся параллельно со сводными планами инженерных сетей и магистральных дорог. Оперативно сработав по оформлению документов в прошлом году, челнинцы попали в программу федерального финансирования строительства дорог в новых микрорайонах. Только на Замелекесье город получил 236,67 млн. рублей (на условиях софинансирования с республикой). И по оценке директора ОАО УКС «Камгэсэнергострой» Альберта Петрова, это позволило обустроить 2/3 магистралей в районе. В апреле ждут результатов конкурса – по этому году. Параллельно застройщик, взяв кредит, занимается обустройством хозфекальной канализации, водопровода, ведет проектирование сетей тепло- и электроснабжения.
Каждый микрорайон на территории проработан в деталях: с конкретной «посадкой» домов, внутриквартальными сооружениями — ГРП, ТП, подъездными путями, автостоянками и инфраструктурой. Сейчас, например, по информации А. Петрова, для 21-го строящегося микрорайона проектируются одна школа и один детский сад, на первых этажах высоток предусмотрен соцкультбыт, в цокольном этаже 21/09 разместят паркинг на 90 машин.
О дальнейшей судьбе новоселов Замелекесья тоже можно не беспокоиться — УКС «Камгэсэнергостроя» прорабатывает с потенциальными инвесторами вопросы строительства инженерных сетей и коммуникаций на паритетных условиях — так, 22-й микрорайон будет осваивать Ипотечное агентство РТ, а 20-й — Казанская компания «Грань». Сегодня появляется возможность получить федеральные средства на детские сады и школы, благодаря политике федерального центра в сфере жилищного строительства.
Лариса КУРЕНЩИКОВА.
Источник: газета "Челнинские известия"