В то время, как другие города строились столетиями, современные Набережные Челны появились всего за 15 лет. Тогда люди доказали – чудо возможно. Один из первостроителей города и завода – Анатолий Котвицкий. Ныне он занимает должность заместителя начальника управления строительства челнинского исполкома. А тогда, в 70-х, он был главой строительного подразделения.
– Было около 40 регионов, где могли бы построить наш завод. Но такой серьезный объект просто так не «приземляется» – нужно было найти наиболее благоприятный вариант. В Челнах, кроме удачного расположения (судоходная Кама, близость индустриального Урала), был на тот момент довольно мощный отряд строителей – около шести тысяч человек (шло строительство Нижнекамской ГЭС). Это стало одним из решающих факторов.
– На то, чтобы спроектировать целый город, нужна уйма времени. Как же так быстро начали строить?
– Сегодня все по-другому: сначала нужен проект, потом он проходит экспертизу, далее нужно получить разрешение на строительство, а потом уже строить. А тогда времени у нас не было. Мы работали с листа. Проектировщики нарисовали, принесли, мы строим. Но уровень проектов был такой, что экспертиза не требовалась.
– Неужели на такой грандиозной стройке все было так гладко?
– Конечно, нет. Помню, когда мы уже заканчивали первую очередь завода, прилетел министр автомобильной промышленности Поляков. Посмотрел все и сказал, что в целом всё у нас готово, но литейное производство отстает. После его визита мы устроили такую «битву» на Литейном – всё кипело и днем, и ночью. В строительстве было занято около семи тысяч машин, но требовалось больше. Каждая была на счету. Мы беспокоились, чтобы там людей не покалечили – так близко друг к другу работали машины.
– Известно, что в строительстве автогиганта участвовали иностранцы. Как они «уживались» с нашими ребятами?
– Чтобы построить КАМАЗ, страна тогда закупала все, что лучшее было в мире. В том числе американское и японское оборудование. Естественно, привлекали и иностранных специалистов. Был такой случай. Приезжаем мы на прессово-рамный, там стоит человек и у него на спецовке на ломаном русском написано: «Я японец, от работы не отвлекать». У нас в характере есть такие черты как доброжелательность и приветливость, если видишь иностранца – надо ему какой-нибудь вопрос задать. А японцы – они взялись за дело и все, не отвлекать.
– На стройку завода тогда стали приезжать люди со всей страны. Где же все они жили?
– Да, молодежи было много – не успевали принимать. Мы заселили все деревни до Заинска, 60 км во все стороны. Но этого было мало – во-первых, а во-вторых, дорог еще не было, а стройка не останавливалась ни днем ни ночью, ни в дождь, ни в мороз, ни в грязь. И вытаскивать увязающие в грязи автомобили из деревень бульдозерами было сложно. Поэтому мы начали усиленно строить жилье. Частично общежития, частично жилые дома, которые пока тоже превращали в общежития. А потом случился всплеск рождаемости, и понадобились детские сады, школы, поликлиники, магазины. Если жилье – это более «конвейерное» производство, то здесь у нас возникли сложности – каждый проект нужно было осмысливать. Решили создать специальное подразделение (Соцкультбытстрой), которое должно было поставить на конвейер строительство всех социальных объектов.
– Значит, это было тяжелое время для вас, строителей?
– Когда сюда приезжали американцы, они говорили, что даже в их развитой стране при рыночной экономике так быстро построить целый город и комплекс заводов они не в состоянии. А у нас было социалистическое общество, вся власть в одном кулаке. Наверное, поэтому такие грандиозные задачи и решались в такие сроки. Каждый из нас, руководителей, решал конкретную строительную задачу.
А страна все давала. Да, существовал дефицит, но для особых нужд находилось все. Тогда в 70-х мы каждый день приходилось искать нестандартные решения. Мы были патриотами до мозга костей, не жалели ни здоровья, ни сил ради Родины. Тогда была хорошо поставлена воспитательная работа. А сейчас мы перешли на новую стадию развития, но… упустили патриотизм.
– А какие проблемы есть у строителей сегодня?
– Проблемы для нас, инженеров-строителей – это задачи, которые нужно решать. В городе существует с десяток технических задач, о которых челнинцы даже не догадываются. Например, проблемы с техногенными водами, с канализационным 07-м коллектором. Все эти задачи для нас ясны, и мы над ними работаем.
– А как же проблема старения Нового города, там же большинство домов строилось в очень короткие сроки, значит, и стареть они будут тоже одновременно?
– Эта проблема сегодня не такая серьезная, как ее обозначают коммунальщики. Одновременного старения города не будет. Многие объекты уже реконструируются. Сегодня мы строим каркасные объекты, чтобы менять «одежду» зданий, когда это понадобится. А что касается старых домов… В ряде стран многоэтажки сейчас планово сносят, потому что люди поняли – малоэтажное жилье не только удобнее для жизни, но и экономически выгоднее. Лет через 10-15 мы, скорее всего, тоже начнем сносить наши многоэтажки, и переселять людей в более удобное жилье.
– Как вы считаете, Челны сейчас развиваются в правильном направлении?
– Город развивался и развивается правильно. Бывают, конечно, более или менее удачные решения. Но в целом – все верно. Через 15 лет многое здесь изменится, город станет более удобным для жизни. Сегодня прорабатывается сближение с Елабугой и Нижнекамском. Мы освоим новые территории у Камы (уже сегодня там начата стройка). У города появится центр. Кстати, хорошо, что мы его до сих пор не построили. Только сейчас для этого подошло время. Но строить его нужно, я думаю, не торопясь, осмысленно. Словом, будет все, что нужно человеку для души.
Юлия Заморская.
Источник: Газета «Автосити»