Производство стройматериалов — менее рисковый, но почти столь же доходный бизнес, как строительство
Строители и девелоперы переживают не лучшие времена. Но производителей и поставщиков строительных материалов, похоже, их беды не коснулись. Эта отрасль остается весьма привлекательной для вложений. Добыча щебня, к примеру, может обеспечить 70-процентную валовую рентабельность.
500 руб./т стоит щебень, если продавать его торговым компаниям прямо с завода
100% прибыли приносит производство цемента, несмотря даже на то, что он подешевел
В строительных компаниях любят порассуждать о том, что Россия безнадежно отстала от Европы по качеству стройматериалов. Бетон, мол, недостаточно прочный, изоляционные материалы устаревшие. К тому же цемент и арматура отечественного производства столь дороги, что эти материалы зачастую выгоднее завозить из-за рубежа.
На самом деле все не так уж плохо. Проблемы с качеством, которые действительно были, остались по большей части в прошлом. Производство стройматериалов превратилось в эффективный и довольно надежный бизнес. Причем зарабатывать удается не только самим предпринимателям, но и инвестирующим в их ценные бумаги.
ГЕНЕРАЛЫ КАРЬЕРОВ
Проще всего заработать на бетоне. Несмотря на то что на рынке довольно много крупных производителей (да и сами строители частенько выпускают бетон самостоятельно), шансы преуспеть есть даже у небольших частных инвесторов.
Самые простые ингредиенты бетона — щебень и песок. Именно их производство сейчас старается подмять под себя крупняк. «Базэлцемент» и «Евроцемент» наперебой скупают щебеночные карьеры. Об аналогичных планах заявила и «Интеко». У группы ПИК уже есть свой карьер в Карелии, а СУ-155 «окопалась» на Урале.
Самое время поучаствовать в этом празднике жизни. Кирилл Реутов, исполнительный директор компании «ФинансБюро», которая занимается производством щебня, а также готовит месторождения на продажу, поделился с типовым бизнес-планом.
Выгоднее всего купить карьер в Карелии в пределах 20 км от железной дороги, чтобы поставлять щебень в Москву. Лицензия на месторождение с запасами порядка 20 млн м3 щебня (хватает примерно на 25 лет) стоит в районе 100 млн руб. В сам карьер понадобится вложить еще около 350 млн руб. Из них 50 млн руб. уйдет на обустройство подъездов, бытовок для рабочих и т. п., 50 млн руб. — на экскаваторы и самосвалы и 250 млн руб. — на покупку дробильно-сортировочного завода фирмы Metso или Sandvik.
Дальше появляется выбор. Можно продать готовое предприятие крупному игроку, такому как «Базэл» или «Интеко», исходя из цены 40-50 руб. за каждый кубометр запасов, единовременно выручив около 900 млн руб. А можно добывать щебень самостоятельно. Себестоимость добычи невысока. С учетом расходов на обслуживание техники, оплату труда сотни работников и контракты с взрывниками (работы по взрыву гранитных скал проще доверить сторонней компании, имеющей на это специальную лицензию) она редко превышает 150 руб./т.
Прямо с завода можно продавать щебень торговым компаниям по 500 руб./т. В Москве за него можно выручить вдвое больше, но транспортировка и торговля — это отдельный бизнес, для которого нужны дополнительные инвестиции. Норма валовой прибыли при продаже щебня на месте добычи все равно получается высокая — 70%. Спрос на щебень остается хорошим, так что, по оценке Реутова, описанный проект отобьется всего за два года даже в том случае, если вы строились на заемные деньги.
«Производство щебня не менее рентабельно, чем нефтяной бизнес», — лучится оптимизмом исполнительный директор «ФинансБюро». Заместитель гендиректора СУ-155 Владимир Ткач настроен куда более консервативно: «Если делать ставки на передовые технологии, изученность геологических запасов, то это стабильный бизнес, имеющий рентабельность 10-15%». Зато директор департамента новых промышленных предприятий корпорации «Главстрой» Александр Шубин считает приведенные Реутовым выкладки вполне реальными. Недаром же строители скупают карьеры.
Но что, если строительный бум пойдет на убыль? Ничего страшного не случится. В Москве и Петербурге активно строятся дороги, кроме того, скоро между двумя столицами начнут строить скоростную железную магистраль. Без щебня все равно никуда.
НА ПЕРЕДНЕМ КРАЮ
Неплохо заработать можно и на куда более технологичных, чем щебень и песок, материалах. Показателен пример питерского бизнесмена Андрея Каткова. Пять лет назад он разошелся со своим партнером по нефтеторговой компании «Кинэкс» (предшественница одиозной Gunvor) Геннадием Тимченко. Теперь Катков — скромный производитель теплоизоляции. Он владеет компанией «Пеноплэкс», которая делает теплоизоляционные плиты. В прошлом году выручка компании составила 5,3 млрд руб.
«Пеноплэкс» довольно успешно конкурирует с западными производителями изоляции, открывшими свои заводы в России, такими как Ursa, Dow Chemicals и др. Свою изоляцию компания Каткова делает из самого современного материала — вспененного полистирола. Сырье производится в городе Кириши Ленинградской области. Там же расположен Киришский НПЗ (входит в «Сургутнефтегаз»), чьи нефтепродукты в свое время экспортировала «Кинэкс». Кроме того, у «Пеноплэкса» есть еще три производства — в Новосибирске, Таганроге и Перми.
Но технологии и широкая география не единственный секрет успеха. Плиты «Пеноплэкса» использует РЖД, чтобы «защитить железные дороги от морозного пучения». Еще эти плиты используются в проекте «Плановая реконструкция Красной площади», за который отвечает Управление делами президента РФ. «“Пеноплэкс” удачно диверсифицировался и не зависит исключительно от строителей жилья», — резюмирует аналитик Промсвязьбанка Ян Крусткалн. В июне, когда финансовый рынок уже начало лихорадить, «Пеноплэксу» удалось довольно удачно разместить 1,5-годовые облигации. Сейчас доходность по ним превышает 19%. Неплохо для инвесторов в условиях падающего рынка.
Еще один пример удачно найденной ниши — холдинг «Полипласт», которым владеет Ильсур Шамсутдинов. Этот уральский бизнесмен много чем занимался: торговал трубами, выпускал металлоконструкции и др. Но золотую жилу нашел в производстве добавок для бетона. Их делают из нафталина — того самого, которым травят моль в шкафах. Нафталин — побочный продукт коксохимического производства. «Полипласт» покупает его у «Евраза», ММК и прочих металлургов и делает из него добавки для придания прочности бетону. Особо прочный бетон нужен для строительства высотных зданий, например небоскребов в «Москва-Сити» или высоток «Дон-Строя». Есть добавки, которые делают бетон более устойчивым к морозам или влаге. Первые востребованы на севере, вторые — на влажном юге или при строительстве ГЭС. Годовая выручка «Полипласта» уже превысила 2,2 млрд руб. и будет расти дальше. Из Первоуральска «Полипласт» выбрался в европейскую часть России, открыв производства в Ленинградской и Тульской областях. Облигации холдинга считаются весьма надежными, и при этом доходность по ним — 20%.
Еще один производитель технологичных материалов — группа «Технониколь». 15 лет назад студенты московского Физтеха Сергей Колесников и Игорь Рыбаков начинали бизнес с ремонта крыш. Вместо традиционного рубероида они наладили производство мембранных покрытий. Сначала арендовали мощности кровельного завода в Башкирии, затем стали скупать и модернизировать заводы по всей России — в Выборге, Рыбинске, Минводах, Рязани, Челябинске. Сейчас у компании два десятка производств и разветвленная торговая сеть. Выручка в 2007 г. превысила $1 млрд. Доходность облигаций «Технониколь» — 15%, и они также имеют репутацию очень надежных.
ПРИ ЦЕМЕНТЕ
А вот ликвидных акций производителей стройматериалов на рынке практически нет. «На бирже есть “Салаватстекло” да несколько цементных заводов. “Сибирский цемент” собирался провести IPО, но не успел из-за ситуации на финансовом рынке», — перечисляет аналитик UnicreditAton Елена Мязина. Есть еще акции группы ЛСР, две трети ее бизнеса приходится на производство стройматериалов. Но при этом ЛСР еще и девелопер и несет соответствующие финансовые риски. Группа, год назад разместившаяся по цене более чем $6 млрд, сейчас стоит только $3 млрд и торгуется не слишком активно.
«На рынке нет полноценных цементных фишек», — сетует вице-президент инвесткомпании AG Capital Владимир Гузь, ранее работавший в «Интеко». Цемент в этом году немного подешевел, но все равно приносит высокую прибыль — около 100%. Деньги текут рекой, так что цементные холдинги («Евроцемент», Lafarge и др.) выкупили почти все акции своих заводов с рынка. А «Евроцемент» умудрился даже потратить на скупку 6,5% акций швейцарской Holcim $1,5 млрд.
Таким образом, доступ на этот рынок мелким и средним инвесторам закрыт. Постройка собственного цементного завода мощностью 1 млн т — а меньше строить невыгодно — обойдется как минимум в $250 млн. Такие затраты по силам только уже действующим игрокам либо очень крупным девелоперам. Если вы строите в каком-то регионе более 200 000 м2 жилья, собственный заводик будет вам очень кстати. Так, «Базэл» и «Интеко» строят цементные производства в ЦФО и Краснодарском крае.
Зато в околоцементный бизнес могут войти даже непрофильные инвесторы с на порядок меньшим капиталом. Взять, к примеру, предпринимателя Андрея Андреева. До 2001 г. он владел огромной бизнес-империей, включая Автобанк, «Ингосстрах» и меткомбинат НОСТА. Затем его бизнес поделили между собой Дерипаска, Керимов и Абрамович. Андреев обвинил их в рейдерстве, долго судился. В итоге четыре года назад получил небольшие отступные. Теперь Андреев снова в бизнесе: подконтрольная ему компания «Домедко-Хаксли» наладила в Воронежской области выпуск извести и мела. Они используются для производства не только цемента, но и сухих отделочных смесей, гипсокартона и т. п. Весь бюджет проекта — около 2 млрд руб., большую часть из которых составил кредит МДМ-банка. Сам Андреев вложил лишь 566 млн руб. и рассчитывает окупить их за семь лет.
ИДЕИ НЕ ДЛЯ ВСЕХ
В какие еще стройматериалы можно вложиться? Больше всего за последний год подорожала арматура. Этим летом цены на нее взлетели на 60%, до 31 000 руб./т. У крупных металлургических комбинатов дефицит мощностей по производству арматуры. Хороший вариант — строить мини-заводы, которые переплавляют металлолом. Но случайному инвестору такое удовольствие не по карману. «Завод с мощностью выпуска до 1 млн т арматуры в год стоит от $500 млн», — говорит аналитик инвестбанка UBS Алексей Морозов. Поэтому пока занимаются подобными проектами лишь сами металлурги. Холдинг ЭСТАР построил такой заводик в Ростовской области, УГМК строит в Тюмени, «Северсталь» — под Нижним Новгородом.
Другой привлекательный вариант — производство газобетонных блоков. Этот дешевый и легкий материал постепенно вытесняет кирпич. Заводы по производству газобетона ценой от $40 млн строят многие инвесторы в разных регионах. Самые свежие проекты — у немецкой Xella в Подмосковье и «Главстроя» в Краснодарском крае. Правда, с недавних пор газобетон немного подешевел. «С мая цены упали на 10%», — говорит Александр Шубин из «Главстроя».
Тем не менее Шубин все равно уверен в перспективности вложений в производство стройматериалов. «Производители продолжат зарабатывать. Выживут те, кто делает наиболее технологичные материалы, имея при этом более низкую себестоимость». Падение спроса со стороны строителей зачистит рынок лишь от самых неэффективных компаний. И освободит место для новых.