Фактически безальтернативным способом решения жилищной проблемы для ряда категорий граждан стало предоставление им бюджетных субсидий на приобретение жилья - в основном посредством государственных жилищных сертификатов.
Государственные жилищные сертификаты впервые вошли в социальную практику более десяти лет назад. В январе 1998 года российское правительство утвердило федеральную целевую программу "Государственные жилищные сертификаты", в которой был впервые прописан механизм обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, путем предоставления им субсидий для приобретения жилья.
В 2005 году Правительство Российской Федерации приняло решение утвердить в составе федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы новую подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". В подпрограмму вошли еще четыре категории льготников. Это граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица; граждане, признанные вынужденными переселенцами; граждане, подлежащие отселению с комплекса "Байконур".
С начала 2006 года по август 2008 года льготным категориям россиян было выдано более 25 тысяч. сертификатов на общую сумму около 28,5 млрд. рублей.
Татарстан в целом вполне достойно справился с выдачей сертификатов гражданам, чьи заботы о жилье государство взяло на себя, отмечают в Минрегионе. С 2006 года в республике сертификаты получили более 250 льготников. 150 семей, нуждавшихся в жилье либо улучшении жилищных условий, стали новоселами.
Так, за этот период уволенным с военной службы выдано 79 сертификатов на 89,6 млн. рублей, реализовано 58 - на 60,2 млн. рублей. Участникам ликвидации последствий радиационных аварий выдано 156 сертификатов на 201,5 млн. рублей, реализовано 87 - на 108,9 млн. рублей. Вынужденные переселенцы получили 15 сертификатов на 13,9 млн. рублей, реализовали 13 - на 10,7 млн. рублей. Гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, выдано
3 сертификата на 2,3 млн. рублей, реализовано 2 - на 1,4 млн. рублей. Всего по Татарстану выдано 253 сертификата на 307,3 млн. рублей, реализовано 160 - на 181,3 млн. рублей.
Всего в России за десять лет было обеспечено жильем более 156 тыс. семей (что составляет почти 510 тыс. человек), приобретено свыше 9 млн. кв. метров жилья для постоянного проживания. Расходы федерального бюджета на эти цели составили более 92 млрд. рублей.
Казалось бы, неплохо. Однако данные о количестве бесквартирных льготников портят оптимистичную картинку: сегодня в жилье нуждается почти 511 тыс. семей граждан, перед которыми государство имеет жилищные обязательства.
Причина, как водится, в недостаточности бюджетного финансирования. До 2010 года запланировано потратить на программу чуть более 160 млрд. рублей. Это позволит обеспечить сертификатами всего 116 тыс. семей, то есть лишь около 29% граждан.
Подпрограмма сегодня остро нуждается не только в увеличении бюджетного финансирования, но и в оптимизации существующей нормативно-правовой базы. Министерство регионального развития и ФГУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" уже внесли на рассмотрение Правительства Российской Федерации ряд соответствующих предложений.
К примеру, Минрегион предложил определять норматив стоимости 1 кв. метра жилья по Российской Федерации раз в год (вместо нынешнего раза в полугодие) для всех категорий, за исключением "северян". Благодаря этой мере цена сертификата в течение года будет фиксированной, что позволит точно прогнозировать количество получателей ГЖС.
Помимо этого, вскоре будет отменено драконовское обязательство о сдаче получателями сертификата имеющегося у них жилья. В случае, если владелец ГЖС не захочет отказаться от квартиры, в которой проживает, сертификат он обязательно получит, но сумма социальной выплаты по нему будет меньшей. Эта мера направлена, прежде всего, на популяризацию механизма ГЖС, ведь многие участники подпрограммы отказываются от получения сертификата исключительно из-за нежелания терять жилье. Главным образом это относится к ликвидаторам радиационных аварий и катастроф: большинство из них жильем уже обеспечено и нуждается только в улучшении жилищных условий, и потому требование о безусловной сдаче занимаемых помещений является для них абсурдным.
В настоящее время процедура контроля обеспечения льготников жильем сильно затруднена дополнительными выпусками ГЖС: к примеру, до сих пор реализуются сертификаты 2007 и даже 2006 годов. В связи с этим планируется выпускать сертификаты только один раз в год.
Не менее актуальным можно считать и предложение Минрегиона об увеличении срока, отведенного на выдачу сертификатов, до трех месяцев (в настоящее время этот период составляет два месяца). Одновременно предполагается разрешить ежемесячные замены сертификатов, установив срок их действия не более, чем для ранее выданных, - за исключением замены, связанной со смертью владельца сертификата или члена его семьи. В этом случае срок должен исчисляться заново и составлять шесть месяцев.
Есть и другие, не менее важные проблемы, решение которых давно назрело и не терпит отлагательства.
Новая редакция Налогового кодекса РФ, вступившая в силу с 1 января 2008 года, определяет субсидии, выделенные за счет средств федерального бюджета для строительства и приобретения жилья, как "доходы, не подлежащие налогообложению". Ранее столь четкой формулировки в налоговом законодательстве не было, но еще в 2002 году Министерство по налогам и сборам РФ официальным письмом уведомило получателей ГЖС о том, что налог на жилищные субсидии с них не взимается. Однако в начале 2008 года Минфин потребовал от граждан, реализовавших государственные жилищные сертификаты в течение последних трех лет, "произвести налоговые отчисления".
Неоднозначность трактовки правовой позиции в этом чрезвычайно важном вопросе негативно сказывается на доверии населения к механизму ГЖС. Налогообложение субсидий (социальных выплат), выделяемых по сертификатам, серьезно осложняет процесс их реализации. А если учесть неуклонный рост цен на рынке недвижимости, данное обстоятельство делает жилье для владельца сертификата еще менее доступным.
В связи с этим Минрегион предложил Правительству Российской Федерации определить официальную позицию государства по вопросу налогообложения жилищных субсидий, предоставленных за счет средств федерального бюджета и реализованных в период до 1 января 2008 года.
Источник: www.e-vid.ru