Разразившийся финансовый кризис побуждает представителей разных секторов экономики к мобилизации сил на укрепление активов и предотвращение дальнейшего усугубления ситуации.
О том, какими могут быть последствия кризиса для участников татарстанского рынка недвижимости, мы попросили рассказать одного из крупных казанских инвесторов, генерального директора компании "Солнечный город" Павла Кострикина.
- Павел Николаевич, мировой финансовый кризис захватил не только участников фондового рынка, но и дошел до многих других секторов экономики. Как он отразился на рынке недвижимости?
- В настоящее время нельзя сказать, что финансовый кризис как-то серьезно отразился на участниках рынка недвижимости, в частности, в Татарстане. Возможно, отразится, но как – прогнозировать трудно. Более того, сегодня многие убедились, что вкладывать деньги в акции опасно. И люди, которые раньше вкладывали деньги в акции, станут вкладывать их в недвижимость, так как недвижимость, я считаю, самым надежным вложением.
- Министр экономики Татарстана Марат Сафиуллин недавно заявил, что финансовый кризис способен помочь ипотеке в Татарстане. Речь по большей части шла о социальной ипотеке, но чиновник не исключил, что коммерческая ипотека также выиграет. В частности, он объяснил это тем, что наконец-то будет строиться не только элитное жилье, но и жилье, рассчитанное на людей со средними доходами. Как Вы можете прокомментировать это заявление?
- Соглашусь с тем, что кое-какие застройщики действительно увлеклись строительством элитного жилья. Действительно, этот кризис может несколько изменить их намерения, и в Казани будет строиться больше жилья, рассчитанного на среднего потребителя.
- На прошлой неделе стало известно о намерении татарстанских властей создать до конца года государственную девелоперскую компанию, которая будет управлять проектом комплексной реконструкции прибрежной зоны. Делается это с целью привлечения инвестиций, как федеральных, так и зарубежных. Чем, по-вашему, объясняются столь смелые в настоящее время планы?
- По моему мнению, это очень верный шаг, продуманный коммерческий ход. Через три месяца кризис, конечно, не кончится, но даже если он будет длиться год, то ведь долгосрочные инвестиционные проекты меньше чем за год и не рождаются. Тем более если этот проект предполагает приток инвестиций, зарубежных и федеральных, то он делается с тем расчетом, что как раз в будущем они будут как нельзя кстати. В любом случае, произошло падение инвестиционных банков, но деньги в реальном секторе экономики остались. Реальный сектор экономики будет всегда развиваться.
- На фоне кризиса прогнозируете ли Вы снижение цен на рынке жилья, в частности в Казани?
- В Москве такое возможно, в Казани – нет. В Москве рынок недвижимости перегрет, цены явно завышены, именно поэтому там возможно на фоне кризиса некоторое снижение цен, которые складываются из себестоимости и структуры спроса и предложения. Спрос в Москве удавалось нагнетать, потому что в столицу переезжают со всей страны, это ни для кого не секрет. Но даже там не будет глобальной коррекции цен, не говоря уже о других регионах, в том числе о Татарстане.
У многих в голове почему-то заложена следующая схема: застройщик разоряется – цены падают. Однако от того, например, что разоряется банк, ипотечные кредиты в нем не становятся бесплатными. Как правило, в крупных банках и вообще в крупных компаниях разорение ведет за собой смену владельца. Рынок жилья неэластичный, я давно уже об этом говорю, моя позиция остается неизменной – цены на жилье в Казани и Татарстане снижаться не будут.
- Предполагаете ли, что в перспективе и Вы, как инвестор, можете отозвать свои средства (как это сделали инвесторы по всему миру) и оставить микрорайон недостроенным?
- Это вопрос слишком обобщенный. По всему миру отзывают свои активы участники рынка акций. На рынке строительном все устроено иначе. Там это очень невыгодно, поэтому происходит в крайнем случае. И то, скорее всего это смена владельца. Ряд крупных застройщиков, возможно, сейчас приостанавливают новые проекты или продают какие-то перспективные, но не завершают на этом работу. Могу заверить, что в Солнечном городе все будет достроено по графику в срок.
-
Есть ли в комплексных микрорайонах, строящихся в Казани, какой-то фиксированный процент жилья, который застройщик рассчитывает продать по ипотеке?
- По большому счету, застройщику все равно, кто заплатит ему за квартиру. Для него это акт купли-продажи. К крупным инвесторам банки чаще всего сами обращаются с предложением продавать квартиры в ипотеку, мотивируя это тем, что для покупателя будет облегчен весь процесс выплаты полной суммы. То есть долгосрочные договоры с банком все же заключаются, как правило это связано с документами. Кризис, безусловно, сказывается на стоимости кредитов, их количестве, условиях выдачи. Сейчас сложно сказать, сколько продлится острая фаза кризиса – до зимы или до весны. Никакой трагедии в приостановке ипотечных программ некоторых банков нет, скорее всего, пик придется вообще только на одну неделю. Пока выйдет это интервью, оно уже может стать неактуальным.
-
Каковы шансы у татарстанских участников рынка недвижимости выйти из кризиса с минимальными потерями? Можете ли Вы обозначить пути развития сложившейся ситуации?
- Шансы существуют для всех. Вредна паника, главное, ей не поддаваться. Последствия кризиса будут ощутимы в течение одного-двух лет. Кризис – это повод к тому, чтобы подтянуть свои тылы, где-то пересмотреть и изменить структуру бизнеса. Хорошая компания всегда из кризиса выносит плюсы. Те, кто работал рискованно, безответственно, могут разориться. Максимум, чем может обернуться кризис для крупной компании – сменой владельца.