Строительство новости информация потребности
Регистрация         Вход

Авторизация



Про стройиндустрию.

увеличитьСегодня только ленивый не рассуждает о влиянии мирового финансового кризиса на ту или иную отрасль и конкретные предприятия. Не обходится и без откровенных спекуляций, когда, допустим, какая-либо компания пытается «подогнать» под глобальный экономический коллапс свои не слишком добросовестные действия. И обыватель не в состоянии проверить, так ли уж плохи у нее дела. Но когда останавливаются башенные краны и замирает стройка, человек это видит невооруженным глазом…
То, что в нынешней ситуации в строительной сфере наблюдается некоторое торможение, в общем-то заметно. Что же будет с реализацией в Татарстане крупных жилищных и промышленных проектов? Об этом наш разговор с министром строительства, архитектуры и ЖКХ Маратом Хуснуллиным.
Судьба зеленодольского проекта
Марат Шакирзянович, еще в прошлом докризисном году Минстроем был презентован проект массовой жилищной застройки между Казанью и Зеленодольском. Предполагалось, что на территории от столицы до объездной дороги будут возводиться «высотки», а далее — малоэтажное жилье. Какова судьба предполагаемого «города-спутника»?
— Для начала хочу сообщить, что в районе зеленодольского села Осиново компанией «Татстрой» полным ходом ведется строительство микрорайона, состоящего из высотных домов, куда будут заселяться семьи уволенных в запас российских военных. Татарстан выиграл конкурс, который проводился Министерством обороны России, на выполнение такого жилищного проекта. Общая стоимость контракта с Мин-обороны — один миллиард 350 миллионов рублей, из них первый транш в 365 миллионов мы уже получили. На днях ожидаем второй. И уже во втором квартале следующего года планируем заселить пятьсот семей. Еще двести квартир для военных будет построено в Набережных Челнах.
А какова стоимость квадратного метра в военных городках?
— С учетом затрат на прокладку инженерных сетей, чистовую отделку квартир — в среднем 31 тысяча рублей. Это цена квадратного метра среднероссийского жилищного сертификата. Близ Осинова предполагается построить еще и почти один миллион квадратных метров жилья — по социальной ипотеке. По сути, здесь будет такой же по масштабу микрорайон, как казанское Азино.
Похоже, темпы реализации других проектов (в основном малоэтажной застройки) в этой зоне замедлились?
— К сожалению, да. Но пока на банковском рынке решаются проблемы, мы за это время построим все коммуникации, без которых невозможно выполнить какую-либо жилищную программу. В текущем году мы хорошо поработали с Министерством регионального развития России и выиграли конкурсы на частичное финансирование из федерального бюджета прокладки инженерных сетей по ряду жилищных проектов. В итоге сейчас есть деньги, к примеру, на установку крупного канализационного коллектора стоимостью 600 миллионов рублей, который снимет проблему с водоотведением на всей казанско-зеленодольской жилплощадке. Кроме того, начали строить электроподстанцию, прокладываем тепловод от Казанской ТЭЦ-3. Предусмотрена и реконструкция очистных сооружений.
А когда экономический кризис пойдет на спад и инвесторы вновь обратят внимание на жилищную сферу, тогда и возобновится масштабная зеленодольская стройка.
Однако не все так плохо. Большой интерес к возведению «города-спутника» проявляют инвесторы из арабских стран, на экономику которых кризис не оказывает сильного влияния. Сейчас ведем переговоры с некоторыми крупными инвестиционными фондами Ближнего Востока, в том числе Кувейта. Их интересует именно комплексное освоение территорий. Для них привлекателен наш проект как раз в силу того, что в нем предусмотрено строительство не только жилья (классов «эконом», «бизнес» и «люкс») , но и торгово-развлекательной, социально-бытовой инфраструктуры.
Поддержать или «закрутить гайки»?
В нынешней непростой экономической ситуации многие застройщики замораживают свои объекты. Понятно, что кое-кому даже выгодно свалить свои просчеты на финансовый кризис. И все же, вы планируете как-то поддерживать те строительные компании, которые действительно хотят стабилизировать свой бизнес?
— Конечно. Во-первых, руководство республики приняло политически важное решение о том, что желающие могут подключиться к программе социальной ипотеки. Речь идет о выкупе у них в государственную собственность части жилья. С теми застройщиками, которые проявили к этому интерес, мы сегодня обсуждаем, на каких условиях они готовы реализовать непроданные квартиры. Президент Минтимер Шаймиев в своем Послании Госсовету РТ, озвученном 12 ноября, отметил, что Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ необходимо активизировать работу по выкупу проблемного недостроенного жилья по ценам татарстанской соципотеки.
Но меня больше всего беспокоят те застройщики, которые оказались в трудном положении, но не обратились к нам за поддержкой. Ведь, возможно, они успели собрать с граждан деньги за возводимое жилье. Тогда не исключено, что может нахлынуть новая волна обманутых дольщиков. Чтобы обезопасить население от этого, мы пойдем на жесткие меры — будем проверять такие компании с привлечением правоохранительных органов. Люди должны иметь информацию обо всех строящихся объектах, о недобросовестных фирмах, их учредителях и руководителях.
На уровне законодательной и исполнительной власти давно обсуждается вопрос об отмене лицензирования в строительной сфере и создании саморегулируемых организаций, которые якобы способны навести порядок в данной отрасли. Марат Шакирзянович, на ваш взгляд, мы готовы к такому нововведению?
— На самом деле это очень важный, но непростой вопрос. Я вхожу в комиссию по жилищному строительству при Президенте России. И там данная проблема обсуждалась не раз. На одном из недавних заседаний комиссии я высказал соответствующее мнение от имени руководства республики.
Конечно, сегодняшняя форма лицензирования себя дискредитировала. Продаются строительные лицензии совершенно свободно. Их легко покупают все кому не лень и никакой ответственности за это не несут. В настоящее время в Татарстане 4,5 тысячи действующих лицензий, а реально на строительном рынке работает менее одной тысячи компаний. Остальные — непонятно, зачем приобрели такие бумаги.
По своей сути идея лицензирования правильная, другое дело — исполнение неправильное. Однако и саморегулируемые организации — пока не выход из положения. Если государство не сумело навести порядок в части выдачи лицензий, улучшения качества строительства, то и саморегулируемые организации не сделают этого. Поэтому мы считаем, что на период экономических трудностей нужно продлить действие лицензионных центров, но жестко их регламентировать и проверять. А параллельно — запускать саморегулируемый механизм, который может стать действенным только по прошествии нескольких лет.
Недавно я был в Китае, изучал их опыт в решении данного вопроса. Там пошли несколько другим путем: лицензирование оставили, но произвели градацию строительных компаний по степени их развития — на фирмы высшего, первого, второго, третьего, четвертого уровней. Определили для каждой группы четкие параметры. Допустим, компания четвертого уровня не допускается к строительству сложного объекта.
В России же Федеральным законом № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятым еще в июле 2005 года, позволяется какому-либо обществу с ограниченной ответственностью, у которого уставной капитал всего-то десять тысяч рублей, заявить себя на конкурс по любому объекту. Ну, выиграет эта фирма тендер и что нам с ней потом делать?.. В республике уже есть двадцать проблемных объектов, которые строили выигравшие тендеры мелкие предприятия, не имеющие должного опыта. Но у них есть лицензии. В итоге будем с ними судиться. Причем неизвестно, сколько лет протянутся тяжбы, а «незавершенки» весь этот период будут стоять. Тем временем выделенные на строительство этих объектов бюджетные деньги обесцениваются. Вот такие существуют коллизии в правовом поле строительной отрасли, которые, к сожалению, приводят к негативным последствиям.
Есть ли статистика, сколько приезжих строителей работает в нашей республике?
— Вообще в строительном комплексе Татарстана трудятся 150 тысяч человек (включая дорожников). Из них 18 тысяч — приезжие, в основном граждане Турции. Есть представители Средней Азии, Дагестана, Армении, но их немного. В следующем году будем привлекать китайских строителей, имеющих очень высокую квалификацию. Конкуренция подвигнет татарстанцев к улучшению качества своей работы. Кстати, к выполнению программы капитального ремонта иностранцев практически не привлекаем.
Москва в шоке от наших заявок
В прошлом году в стране началась реализация Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», то есть регионы приступили к решению «капитальной» проблемы. В своем Послании татарстанскому парламенту Минтимер Шаймиев назвал программу капремонта беспрецедентной. Раскройте, пожалуйста, ее беспрецедентность.
— Посудите сами. За несколько месяцев в республике было отремонтировано более двух тысяч домов общей площадью 7,8 миллиона квадратных метров. Таким образом, удалось улучшить жилищные условия более 400 тысячам человек, и капитализация их квартир повысилась как минимум на 20 процентов. Заменили 800 километров теплосетей, то есть фактически «дошли» до Москвы. А если подсчитать площадь отремонтированной кровли, то получится, что такой гигантской крышей можно сплошь накрыть территорию небольшого города типа Чистополя с населением в 60 тысяч человек. И это касается только двух видов работ…
В текущем году для своевременного выполнения программы капремонта по нормативу нужно было привлечь 16 тысяч строителей. Но из-за того, что вовремя не мобилизовались, реально на объектах работало около 12 тысяч человек, поэтому несколько сдвинулись сроки завершения ремонта. Поскольку в следующем году объем работ удваивается, то, по нашим расчетам, понадобится 30 тысяч профессиональных строителей.
Москва в шоке от наших заявок: по количеству домов, вошедших в программу, и объему средств, выделенных из Фонда содействия реформированию ЖКХ, Татарстан среди всех регионов России оказался в лидерах. В нынешнем году республика получила из фонда почти два миллиарда рублей (всего же на капремонт направлено 4,2 миллиарда — с учетом денег из бюджета республики и средств собственников). В 2009 году предстоит освоить уже 4,7 миллиарда федеральных рублей, а с учетом республиканских — 9,7 миллиарда.
Чтобы получить федеральные деньги, предстоит хорошенько потрудиться. Представьте, в прошлом году в Москву было отправлено 250 килограммов документации (расписан каждый программный дом) , на этот раз наша заявка будет весить уже полтонны! Изначально колоссальный «капитальный» проект был рассчитан на четыре года, затем было намерение реализовать его за три года. Мы настроены на то, чтобы выполнить оставшуюся часть программы за один предстоящий год. Но реально сделать это неимоверно трудно.
А есть ли смысл так спешить?
— Экономика очень проста. Инфляция в строительстве составляет 20-25 процентов в год. При двухлетней отсрочке решения данного вопроса удешевляется (а по сути, теряется) 50 процентов предусмотренного фондом для нашей республики денежного лимита. То есть у нас есть возможность за тот же рубль сделать в два раза больше.
Изменится ли как-то организация тендеров по отбору генподрядчиков?
— Да, мы несколько по-иному подойдем к формированию тендеров. Нынче получилось так, что некоторые строительные организации, заявившие себя на конкурс, либо не смогли, либо передумали участвовать в нем. На этот раз мы сначала проведем предаттестационный отбор потенциальных участников тендеров. Мы проанализировали деятельность всех строительных организаций республики. И предложили крупным компаниям войти в проект, чтобы исключить из него шабашников, которых, если раньше было немного, то сейчас немереное количество. Ведь дошло до того, что они начали друг у друга сварщиков «воровать», потому что специалистов, которые умеют качественно варить трубы, единицы.
В этом году отбор предприятий проходил в виде аукционов, на которых основным условием «победы» было понижение цены подряда. Учитывая прошлый печальный опыт, наше министерство разработало порядок привлечения подрядных организаций к выполнению капремонта в 2009 году. Теперь отбор предприятий будет происходить с учетом реестра недобросовестных поставщиков, который ведет Госжилинспекция, и в соответствии с определенными критериями — такими, как внедрение прогрессивных технологий, опыт работы по капитальному ремонту жилого фонда, отзывы заказчиков, наличие производственной базы, отсутствие задолженности по налогам и так далее.
Какие города и районы отличились в нынешнюю ремонтную кампанию?
— Очень хорошо провели ее сельские районы, многие из которых завершили капремонт уже в августе, причем на очень хорошем уровне. Это Нурлатский, Алькеевский, Арский, Актанышский, Сабинский, Рыбнослободский, Кукморский, Пестречинский, Мамадышский и некоторые другие муниципальные районы. Из городов хорошо отработали Альметьевск и Нижнекамск. Сначала шел слабо, но потом подтянулся Чистополь, неплохо потрудились Бугульма с Елабугой. На завершающем этапе мобилизовались Набережные Челны. В силу объективных и субъективных причин в числе проблемных оказались Казань и Зеленодольск.
Марат Шакирзянович, в завершение нашей беседы хотелось бы узнать, не изменились ли инвестиционные планы в отношении строительства в Нижнекамске комплекса нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов? Какие проекты будут выполняться вопреки дошедшему до нас мировому финансовому кризису?
— Возведение нижнекамского комплекса оценивается в 222 миллиарда рублей. На первом пусковом участке планируется освоить 93 миллиарда, и эти планы не изменились: в 2009 году должны быть завершены строительно-монтажные работы, а в 2010-м — пусконаладочные. На этой площадке в следующем году будут работать 10-12 тысяч строителей.
Кроме того, нынче в Менделеевске дан старт строительству уникального по своим масштабам интегрированного комплекса по производству аммиака, метанола, гранулированного карбамида и аммиачной селитры. Его будут возводить две-три тысячи строителей, которым хватит работы на три года.
А если в целом, то дорожное и жилищное строительство (по соципотеке) , нижнекамский комплекс, менделеевский завод «Аммоний» и программа по капремонту — это те проекты, которые будут выполняться гарантированно. И как в свое время благодаря республиканским программам ликвидации ветхого жилья, газификации и некоторым другим нам удалось даже в период «90-х лихих» сохранить строительный комплекс, так и сейчас — за счет нескольких крупных проектов основные строительные силы Татарстана удержатся на плаву.

Ирина ДЕМИНА.
Источник: Газета «Республика Татарстан».


© 2005-2024 Портал строителей г. Набережные Челны «СНИП»

Использование редакционных материалов разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт s-nip.ru (www.s-nip.ru) рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий - с формулировкой «по материалам интернет-портала www.s-nip.ru»
г. Набережные Челны
E-mail: graf@s-nip.ru
Все контакты
Поддержка: Netkam