Правительство экономит на инфраструктуре.
Правительство в период кризиса решило экономить на строитель¬стве инфраструктурных объектов. Как сообщил вчера вице-премьер Дмитрий Козак, в 2009 году объем средств Инвестфонда сократят вдвое: финансирование получат только проекты, где строитель¬ство уже ведется, а реализацию оставшихся заморозят до лучших времен. Эксперты убеждены, что в перспективе сокращение инвестиций на инфраструктуру ударит по экономике.
О ревизии инвестпроектов, претендующих на средства Инвестфонда, правительство объявило еще в ноябре прошлого года. На время кризиса чиновники решили ужесточить требования к получателям бюджетных средств: заново переоценить качество и эффективность проектов, пересмотреть сроки реализации. Вчера Дмитрий Козак на заседании президиума правительства доложил о результатах проделанной работы. Чиновники намерены урезать объем средств Инвестфонда почти в два раза: с 113 млрд руб., запланированных на 2009 год, до 64 млрд руб. Эти деньги, по словам г-на Козака, пойдут на финансирование лишь 15 проектов общегосудар¬ственного значения. Всего «на балансе» фонда находится 21 федеральный проект общей стоимостью 1,265 трлн руб., из которых порядка 363 млрд руб. — бюджетные.
Как пояснил Дмитрий Козак, прави¬тельство продолжит оказывать по¬мощь проектам, по которым уже на¬чато строительство, а инвесторы подтвердили утвержденные объемы финансирования. В их числе проекты, заручившиеся поддержкой Инвестфонда раньше других: строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, развитие Нижнего Приангарья, создание транспортной инфраструктуры в Читинской области,
возведение нефтеперерабатывающих заводов в Нижнекамске, строительство перегрузочного комплекса в порту Усть-Луга и другие. «Их реализация позволит создать на период строительства до 20 тыс. рабочих мест, причем десять проектов реализуются в регионах, где имеется напряженность на рынке труда», — уточнил г-н Козак.
Борьба с кризисом уже обошлась российскому государству в 9,9 трлн руб., подсчитали в компании ФБК. Если суммировать многочисленные транши, то получится, что более 7 трлн руб. государство потратило на повышение ликвидности банковской си¬стемы и предупреждение банкротств ряда банков. Около 1 трлн руб. направлено на поддержку реального сектора экономики, 0,3 трлн руб. — на помощь финансовому рынку. Еще 1,35 трлн руб. государство обязалось предоставить на рефинансирование внешнего долга компаний и банков. На инфраструктуру государство дополнительно не выделило ни копейки — в отличие от Китая, который намерен по¬тратить на эти цели порядка 100 млрд долл. в ближайшие два года.
Сокращение расходов на инфраструктуру эксперты объясняют ожидаемым дефицитом федерального бюджета в размере 1,5—2,5 трлн руб. (по данным Минфина). «Мы вынуждены только что запущенные инвестпроекты посадить на голодный паек», — говорит партнер ФБК Игорь Николаев. Причем проблемы возникают и с этими проектами: правитель¬ство признается, что нередки случаи, когда частные инвестиции отстают от государственных и наоборот.
Экономия на инфраструктуре, по мнению директора департамента транспортных и инфраструктурных проектов АКГ «Развитие бизнес-систем» Аллы Уваровой, может в перспективе негативно сказаться и на развитии национальной экономики, и на конкурентном положении России на мировом транспортном рынке. С начала 90-х годов объем ежегодных потерь России из-за недофинансирования инфраструктуры в ИК «Ренессанс Капитал» оценивают в 6% ВВП. Между тем в инфраструктуре занято около 15% рабочей силы России (в Сибири и на Дальнем Востоке эта доля выше). «Вложения в инвестпроекты — отличный способ стимулировать внутренний спрос в период кризиса», — считает руководитель аналитической группы по инфраструктуре и транспорту ИК «Ренессанс Капитал» Пол Роджер. При этом кризис удешевил реализацию ряда инфраструктурных проектов на 20—25%, так как сильно упали цены на конструкционные материалы, напоминает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. Он полагает, что «ответом на кризис должно быть не снижение финансирования проектов, а в первую очередь работа над снижением себестоимости».
ЛЮДМИЛА НОВИКОВА, МАРИЯ СЕЛИВАНОВА, ТАТЬЯНА ФРОЛОВСКАЯ.
Источник: www.rbcdaily.ru