Компенсационные фонды СРО будут работать на экономику страны.
Компенсационные фонды СРО будут работать на экономику страны.
Строительную отрасль ждут значительные перемены, которые отразятся как на принципах ведения бизнеса, так и на конечных потребителях - покупателях жилья. До окончания действия строительных лицензий осталось чуть больше полугода, а новая система саморегулирования только начинает свою работу.
О целях перехода на саморегулирование и о том, что ждет участников рынка в будущем году, рассказывает Сергей Сидоров, исполнительный директор НП «Альянс Строителей».
- Сегодня многие отрасли переходят на саморегулирование. Это модная тенденция или необходимая мера?
- Вообще суть саморегулирования заложена в самом этом понятии. Рынок регулирует сам себя посредством специальных механизмов, которые предполагают повышение индивидуальной и коллективной ответственности. Поясню, что это значит. Собирается некая группа профессионалов рынка и договаривается, что будет вести бизнес определенным образом, в соответствии с определенными правилами и стандартами. Если кто-то нарушает правила, ответственность несет не только виновник, но и все остальные участники профессионального сообщества. Ущерб от некачественной работы погашается из общей «копилки», то есть компенсационного фонда, который потом восполняется до начальной суммы.
Такая система очень эффективна с точки зрения ответственности и, я думаю, вполне способна решить ключевую задачу строительной отрасли - повышение качества работ. В отличие от лицензирования, которое уже исчерпало себя как регулирующий инструмент.
Саморегулирование в непростой кризисный период может стать той самой палочкой-выручалочкой, которая кардинальным образом изменит подход к ведению бизнеса. Если удастся создать понятные всем правила игры, мы имеем шанс возродить строительную отрасль и снова привлечь внимание инвесторов. Они будут понимать, что вкладывают свои средства в конкурентоспособный, качественный продукт и работают с компаниями, которые следуют стандартам цивилизованного рынка.
Введение саморегулирования поможет по-иному взглянуть на те проблемы, которые накопились в строительной отрасли за период лицензирования. Среди них - нехватка квалифицированного персонала, наличие большого количества фирм-однодневок, отсутствие технических регламентов, устаревшие СНИПы и ГОСТы и многое другое. Объединившись, строители получат возможность решать проблемы сообща, не дожидаясь, когда сверху спустится очередной законодательный акт.
- По какому принципу формируются саморегулируемые организации?
- Законодательством предусмотрено создание саморегулируемых организаций (СРО) в трех направлениях деятельности: строительство, инженерные изыскания и архитектурно-строительное проектирование.
Создание саморегулируемой организации предполагает несколько этапов. Прежде всего необходимо зарегистрировать некоммерческое партнерство и набрать необходимое количество участников (для строительной СРО - минимум 100 организаций, для проектной и изыскательской СРО - не менее 50 организаций). Также должен быть сформирован компенсационный фонд и разработан соответствующий комплект документов. После этого партнерство подает документы в Ростехнадзор и проходит проверку. В случае положительного заключения партнерство получает статус СРО и с этого момента имеет право выдавать своим членам свидетельства о допуске к работам.
Процесс регистрации идет довольно активно. В России уже более 200 некоммерческих партнерств, которые претендуют на внесение в государственный реестр СРО. Десять партнерств получили статус СРО. Это значит, что уже сегодня какая-то часть строительных организаций сможет продолжать деятельность на основании свидетельств о допуске к работам.
- Какие сложности могут возникнуть у компаний при вступлении в СРО?
- Среди основных трудностей, которые испытывают компании, вступающие в СРО, я бы назвал необходимость одномоментного отвлечения значительной суммы финансовых средств от основной деятельности. Прежде всего строительную организацию ждут расходы по формированию компенсационного фонда СРО, по оплате вступительного и ежегодного взносов в некоммерческое партнерство, а также возможные траты, связанные со страхованием и сертификацией.
Кроме того, у компаний могут возникнуть сложности с обеспечением соответствия требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам. Это квалификационные требования к сотрудникам по наличию определенного образования и стажа работы, повышению квалификации и профессиональной переподготовке, требования к численности работников, наличии необходимого для выполнения соответствующих работ имущества.
Но одним из самых важных шагов, на мой взгляд, является именно выбор будущей саморегулируемой организации. Здесь нельзя ошибиться, ведь все компании, объединенные в одном партнерстве, несут коллективную ответственность за недобросовестную деятельность друг друга, и в случае осуществления выплат из компенсационного фонда восполнять его придется всем вместе.
- Какие дополнительные преимущества получает компания, становясь членом СРО, кроме непосредственно разрешения на работу?
- Если рассуждать глобально, вступая в СРО, компания «доказывает» рынку, что она в своей работе придерживается правил, норм и стандартов, принятых в строительном секторе экономики, что у нее есть квалифицированные специалисты с образованием и стажем. А это, согласитесь, уже определенная репутация.
Вместе с этим строительная компания при вступлении в СРО сможет получить дополнительные финансовые гарантии от страховых компаний, представительство и защиту своих экономических, профессиональных и социальных интересов в законодательных и исполнительных органах власти, общественных объединениях.
Кроме того, СРО сможет оказывать своим членам комплексную информационную и правовую поддержку, организовывать аттестацию, содействовать в подготовке, повышении квалификации и обеспечении профессионального роста персонала.
- Насколько готова к переменам законодательная база?
- Действие системы саморегулирования будет базироваться на следующих основных законах: 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Модель работы СРО в строительной отрасли подробно описана в этих документах.
В целях реализации этих законов правительство РФ выпустило несколько постановлений, определяющих порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, а также органы власти, ответственные за разработку классификатора (Минрегион России) и осуществление государственного контроля за деятельностью СРО (Ростехнадзор).
Минрегион утвердил перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Именно в соответствии с этим классификатором компаниям строительной отрасли придется получать свидетельства о допуске. Здесь и начинаются основные вопросы.
Дело в том, что в утвержденном перечне достаточно подробно расписаны виды деятельности по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, но абсолютно отсутствует расшифровка содержания видов деятельности по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации. Сказано лишь, что «содержание видов работ... определяется в соответствии с действующими нормативными документами, устанавливающими требования к этим видам работ». Уже сегодня этот момент вызывает бурные дискуссии среди проектировщиков.
Кроме того, до сих пор не установлены минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. Этот документ находится еще на стадии разработки.
Компании отрасли ждут однозначной позиции и разъяснения органов власти в отношении функций «генерального подрядчика», «генерального проектировщика», «заказчика-застройщика». Они не предусмотрены в новом классификаторе, но участники рынка опасаются, что осуществление этих функций без соответствующего «разрешения» впоследствии вызовет многочисленные вопросы со стороны проверяющих органов.
- Как вы оцениваете потенциальный объем рынка саморегулируемых организаций?
- Говорить о потенциальном объеме рынка на сегодняшний момент пока преждевременно. Часть компаний малого и среднего бизнеса вообще не будет принимать участие в работе системы саморегулирования, так как продолжит выполнять свою деятельность без лицензии и без вступления в СРО - некоторые виды работ, которые лицензировались ранее, не вошли в новый перечень. Точное количество компаний, которые получат допуск СРО, будет понятно в январе 2010 года.
Возьмем, к примеру, СРО в строительстве с минимальным количеством участников. Компенсационный фонд такой организации составит не менее 30 млн рублей при наличии требования по страхованию или не менее 100 млн рублей без соответствующего требования. Бюджет СРО при средних ежегодных взносах от 50 тыс. до 100 тыс. рублей составит соответственно от 5 млн до 10 млн рублей в год. Финансовые средства, аккумулированные в компенсационных фондах саморегулируемых организаций, будут работать на экономику страны - они должны находиться на специальном счете в банке или в управлении у специализированной компании. Объем рынка страхования ответственности в рамках СРО по разным оценкам составит в будущем порядка 1-1,5 млрд рублей.
- 1 января 2010 года лицензирование строительной отрасли будет полностью прекращено. Успеют ли компании получить свидетельства до этого времени?
- Уверен, что до конца года процесс формирования саморегулируемых организации будет завершен. Остальное зависит от самих строителей. Мы еженедельно общаемся со строителями и проектировщиками в рамках семинаров, которые проводим на базе НП «Альянс Строителей». Выясняется, что некоторые руководители компаний вообще не осведомлены о том, как будет осуществляться переход от лицензирования к саморегулированию. Например, компании, получившие лицензии сроком до 2013 года, полагают, что смогут продолжать работать на основании этих лицензий. Однако это противоречит статье 49 Гражданского кодекса РФ, в которой говорится буквально следующее: право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Федеральный Закон РФ от 22.07.08 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и есть тот самый «иной правовой акт», который отменяет действие лицензий.
В итоге получается, что на данном этапе важнейшей задачей любого некоммерческого партнерства, в том числе и нашего, является активное информирование бизнеса о надвигающихся переменах. Иначе какая-то часть компаний может остаться ни с чем, имея на руках лицензию, которая больше не действует.
Источник: www.m-2.ru