Экс-главный архитектор Набережных Челнов предлагает выходить из кризиса с помощью малоэтажного строительства.
Экс-главный архитектор Набережных Челнов предлагает выходить из кризиса с помощью малоэтажного строительства.
Спад выдачи ипотечных кредитов на 73% дарит нам уникальный шанс реанимировать строительство жилья и освоить новый вектор, на который цивилизованный мир ориентирован последние несколько десятков лет. Такую на первый взгляд парадоксальную мысль высказывает бывший главный архитектор автограда и КАМАЗа, ныне генеральный директор ООО "Челныпроект" Вячеслав Нилов. Суть его идеи заключается в бесплатной раздаче земель и поощрении индивидуального строительства при одновременном отказе от строительства многоэтажек.
"Можно делать ошибки, но нельзя строить ошибки"
– Еще год назад мои архитектурно-планировочные идеи были неосуществимы, – делится Нилов. – Я уже почти 20 лет везде заявляю о том, что строить многоэтажные, многоквартирные дома и заявлять при этом, что тем самым мы занимаемся массовым строительством и решаем проблему нехватки жилья, – это всё самообман. Тупиковый путь! Еще Гёте говорил: "Можно делать ошибки, но нельзя строить ошибки".
Сейчас выдача ипотечных кредитов упала на 73процента, то есть, если назвать вещи своими именами, ипотека рухнула. И вряд ли ее возможно будет реанимировать в прежнем виде, потому что многоэтажное жилищное строительство не имеет большой перспективы.
– "Контрреволюционные вещи говорите", Вячеслав Степанович!
– Вы поймите, я все это говорю не в плане критики властей, нет. Тут гораздо все глубже. Это, если хотите, мое нравственное несогласие с происходящим. Так вот, на мой взгляд, не имеет перспективу также строительство однотипных индивидуальных жилых домов в виде поселков-тысячников, организованных одним инвестором. В цену таких домов будут заложены огромные расходы на коммуникации, дороги, землю, которую кто-то купил, прибыль инвестора и многое другое. Думаю, массового спроса на такие дома тоже не будет. Мало того, что они дорогие и однотипные, так еще и не будут отвечать желаниям покупателей.
"У нас появился уникальный шанс."
– А что же, по-вашему, имеет перспективу?
– Я сейчас объясню. В Европе и США уже давно применяется, так называемая, линейно-протяженная градостроительная идея. В Америке раньше, чем где-либо, еще 200 лет тому назад, земли раздали просто бесплатно. У них жилищный кризис был не менее страшный, чем у нас. В 50-е годы прошлого века гениальный бизнесмен Билл Левит придумал ноу-хау и поставил на заводской поток домик барачного типа размером 86 кв. м. Его стоимость была равна трехлетнему доходу средней американской семьи. За первый год было построено 17 тысяч таких домов, то есть была застроена территория, больше чем занимают Набережные Челны. Еще через 10 лет уже 20 млн. американцев стали жить в подобных домиках.
То есть свою жилищную проблему американцы начали решать не за счет строительства маленьких квартирок, как у нас, а за счет того, что поставили на поток производство небольших дешевых домов. Без всяких обременений налогами давали землю. Сейчас площадь среднестатистического американского дома составляет 220 квадратных метров или 78 "квадратов" на одного человека. В Набережных Челнах – 18. Сегодня 86процентов американцев живут в собственных домах. У нас – три, может быть четыре процента. В Европе индивидуальным жилищным строительством занято 11процентов всех земель, у нас – один. В Японии Тойота выпускает в год 60 тысяч индивидуальных домов заводского изготовления площадью 70-90 квадратных метров
Массовое многоэтажное строительство не ведется сегодня даже в Китае. Они, благодаря своей плановой системе, строят армейского типа поселения, но из коттеджей. Китайцы практически свернули многоэтажное строительство, ну, за исключением Пекина. Там тоже поняли, насколько ущербный этот путь. В Германии сейчас разбирают пятиэтажные дома, оставляют только два этажа, делают скатную крышу, перепланировку внутри дома и продают в виде коттеджа.
– Но у нас это невозможно!
– Зато возможно другое. Сейчас у нас появился уникальный шанс. Можно воспользоваться американским опытом и дать людям землю бесплатно. Вокруг наших городов полным-полно живописных мест. Благо в Татарстане сеть автомобильных дорог достаточно развитая. Стоить съехать с федеральной дороги и заехать в какую-нибудь деревушку, восхищаешься красотой природы! А в самой деревне кроме десятка трухлых домов ничего нет. Мы либо перестраиваем, ломая старые, в том числе и исторические здания в центре города, либо осваиваем новостройки на пустом месте, начиная все с нуля. А правильнее было бы присоседиться, припочковаться, расширить жилое образование, которое уже функционирует.
Любой населенный пункт исторически сформировался вокруг чего-то живописного. Как правило, это речка, лес. И, как правило, поселения сегодня наполовину пустые. Люди уехали в города - считалось, что в них легче жить. Сейчас ипотечный кризис дает звонок о том, что пора возвращаться. Главное, чтобы в село был проведен газ. Электричество у нас везде есть, вода в земле, можно пробурить скважину. Сегодня правительство ломает голову над тем, как привлечь в сельское хозяйство инвестиции, рабочую силу. Да, надо земли бесплатно раздать в 30-минутной доступности от городов и в село пойдут не старики, а молодые предприимчивые люди.
Правда, тут надо додумать, чтобы земля не перепродавалась. Например, выделять участок бесплатно на 10 лет под строительство индивидуального дома без права продажи. Я сейчас говорю как архитектор о другом векторе строительства жилья, об отправной точке, с которой нужно уйти в правильном направлении. Еще раз говорю, линейно-протяженные структуры в Европе и США являются основой градостроительного планирования, а у нас этот вектор даже не распечатан.
"Обеспечим самозанятость людей."
– Вячеслав Степанович! Ну, хорошо, раздадим бесплатно землю. Вот в Набережных Челнах сегодня насчитывается 16 тысяч безработных и еще 48 тысяч человек, статус которых центр занятости определяет как "ищущих работу". Откуда они возьмут деньги на строительство индивидуального дома?
– Конечно же, освоение этих земель не будет идти такими быстрыми темпами, как бы нам того хотелось. В течение года они, конечно, дом не построят. Кто-то начнет со строительства бани, или временного строения. Каждый будет исходить из собственных возможностей. Но зато, используя земельный ресурс таким образом, мы можем спрогнозировать, что через 15-20 лет очень большой процент семей будут жить на земле, в индивидуальном доме.
Что касается тех десятков тысяч безработных челнинцев, о которых вы упомянули, то, если мы сейчас говорим, что работы нет, то скоро начнем говорить о продовольственном кризисе. Эти люди могли бы на своих участках сажать картошку, свеклу, морковку и так далее. Тем самым мы бы обеспечили самозанятость этих людей.
Доказано: если в собственности есть земля, то за 5 лет семья имеет 100% возможности поставить дом. А потом ведь испокон века дома строились семейным подрядом. Тому, кто строился, помогали родители, родственники. В конце концов, построили же люди в 80-х годах дома на микроскопических садовых участках! Специальная комиссия выискивала тех, кто построил дома больше нормы, то есть выше 6 метров в высоту или больше 25 квадратных метров и наказывали их. А если бы тогда вместо 3-4 соток давали бы хотя бы по 10 соток, и не запрещали строить, то сейчас уже у многих были бы приличные дома.
– А где брать деньги на строительство. Ведь банки уже фактически не выдают ипотечные кредиты.
– Я думаю, под залог земли любой банк будет кредитовать строительство индивидуального жилого дома. И не надо навязывать потребителю какой-то отдельный тип дома. Он вправе сам выбрать. И благо, стройиндустрия сегодня подошла к этому спросу. Если вы захотите, чтобы вам построили дом размером 80 кв. м. из дерева, то два-три предложения на этот счет вы будете иметь. Причем себестоимость постройки дома под ключ не превышает 20 тысяч рублей за квадратный метр. Получается, трехкомнатный коттедж стоит сегодня порядка 1,4 миллионов рублей. Вот цена готового скромного семейного дома на селе. Со временем на этом же участке можно поставить рядом еще один дом побольше, или сделать пристрой к существующему дому.
"Нам это не грозит."
– Простите, а вы сами в каком доме живете?
– Я это все рассказываю как архитектор, который с 1990 года так или иначе ведет строительство и проектирование индивидуальных домов. Плюс я все это говорю, как глава семьи, который живет в своем доме. Я этот дом строил сам 10 лет. Я его спроектировал, исходя из скромных возможностей своей семьи, и так получилось, что строительство заняло 10 лет. И вот уже седьмой год я со своей семьей в нем живу, и чувствуем мы себя в нем очень комфортно.
А многие из тех, кто ратует за многоэтажное строительство, сами не живут в многоэтажных домах. Получается, что они строят жилье не для себя, и не для таких, как они. Более 90% из них живут в более комфортных индивидуальных домах.
– Вас не смущает, что американский путь жилищного строительства, собственно, и привел к мировому кризису?
– В январе 2008 года в США было построено 641 тыс. индивидуальных домов в месяц, а в год их сооружалось и продавалось порядка пяти миллионов. Учитывая, что площадь одного дома в среднем 220 квадратных метров, получается, что в год строилось 880 миллионов квадратных метров жилья. В США кризис случился из-за перепроизводства этих домов, предложение настолько превысило спрос, что дома начали раздавать чуть ли не бесплатно. Людям говорили: "Вы живите пока бесплатно, а ваши дети заплатят."
Нам это не грозит. В России до кризиса ставилась задача выйти на рубеж 100 миллионов квадратных метров жилья в год. Общий объем ипотечных кредитов в России составил 26 миллиардов рублей, что в пересчете на одного человека составляет 180 долларов. Это в 150 раз меньше, чем в Англии и в тысячу раз меньше, чем в США. Если у нас обеспеченность жильем на одного человека составляет 18 квадратных метров, а у них 78, то, как говорится, комментарии излишни.
Равиль Сабиров
Источник: www.business-gazeta.ru