Строительство новости информация потребности
Регистрация         Вход

Авторизация



Почему Нижнекамск и Челны заказывают лифты на стороне?

Как Татарстан теряет рынок в сотни миллионов рублей, а 16 местных предприятий — заказы.

Как Татарстан теряет рынок в сотни миллионов рублей, а 16 местных предприятий — заказы.

Елабуга — это особая экономическая зона. Здесь вроде на руках должны носить инвесторов. Однако четыре года назад созданный здесь лифтостроительный завод не может до сих пор нормально заработать. И.о. гендиректора ЗАО «ТАТМЭЛ -Лифт» Вахид Атамазов считает, что виной тому заговор двух российских конкурентов — это Щербинский лифтостроительный завод и Карачаровский машиностроительный завод, — объединившихся с чиновниками средней руки в РТ. Они торпедидируют проект, который одобрили и поддерживают президент РТ Минтимер Шаймиев и премьер Рустам Минниханов. Детали этого противодействия раскрыл газете «БИЗНЕС Online» Вахид Атамазов, кстати бывший экс-советник предыдущего президента Чечни. 

«Никто представить не мог».

— Дело дошло до того, — рассказал Вахид Атамазов, — что к февралю 2009 года ЗАО «ТАТМЭЛ-Лифт» находилось в предбанкротном состоянии. Завод прекратил работу в октябре прошлого года, задолженность по зарплате превысила 1 млн. рублей, в целом кредиторская задолженность достигла 62 млн. рублей. А ведь начало было многообещающим, и в марте 2005 года никто даже представить себе такого не мог. Тогда в торжественной обстановке Минтимер Шарипович разрезал красную ленточку. В качестве учредителей выступили ГЖФ при президенте РТ, елабужская администрация, а с московской стороны — АК «Лифт», ЗАО «Умный город» и завод «МЭЛ», основанный в 1953 году — крупнейшее электротехническое предприятие, специализирующееся на производстве высоко- и низковольтного электрощитового оборудования, лифтов, станций управления лифтами и так далее.

— Как вы думаете, почему руководство республики приняло решение о поддержке данного проекта?

— Шаймиев — мудрый человек. Наши конкуренты — Щербинский лифтостроительный завод и Карачаровский машиностроительный завод — вошли на рынок Татарстана путем открытия своих торговых домов и видели здесь только рынок сбыта. Мы же предложили создать в кооперации с республиканскими предприятиями новое производство, которое позволяет создать дополнительные рабочие места, не отвлекает финансовые ресурсы из республики, а наоборот привлекает инвестиции, увеличивает налоговую базу и так далее.

Перед нами была поставлена задача, что минимум 50 процентов комплектующих должно производиться на территории Татарстана. По нашему плану, к концу 2009 года локализация должна была дойти до 70 процентов. Планировалось три этапа развития. Отверточная сборка — первый этап. Второй — изготовление у себя и на других предприятиях Татарстана узлов и деталей, не требующих сертификации, а они составляют 70 процентов лифта. Оставшиеся 30 процентов по договору поставляется заводом «МЭЛ». К сожалению, со дня открытия мы смогли изготовить всего 197 лифтов.

«Предложили кабальный договор».

— Почему так мало?

— В двух словах и не скажешь. Президент Татарстана 4 февраля 2009 года уже в четвертый раз подписал документы в поддержку нашего предприятия, то есть республиканского производителя, и дал соответствующие указания премьер-министру. Мы, сославшись на это решение, 6 февраля отправили письма в министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, ГЖФ, главам районов и городов с предложением заключить с нами договора о поставке лифтов. Минстрой выпустил 11 февраля распоряжение, в котором четко сказано, что лифты по программе капитального ремонта жилья на полную замену и модернизацию должны закупаться только у ЗАО «ТАТМЭЛ-Лифт». Всего 640 лифтов. Кроме того, ГЖФ дал заявку на 183 лифта.

24 марта к нам приехала большая делегация во главе с руководителем исполкома Казани Рафисом Бургановым. В нее входили представители всех управляющих компаний, Ростехнадзора, директор МУП «Казлифтсервис» Андрей Обухов, председатель комитета благоустройства и ЖКХ исполкома Андрей Егоров и многие другие. В конце совещания в торжественной обстановке нам вручили строительное задание на изготовление и поставку 228 лифтов.

Мы, засучив рукава, приготовились к исполнению. Договорились с руководством завода «МЭЛ» о том, что они продолжат начатую инвестиционную политику. Они согласились с тем расчетом, что в дальнейшем, когда завод заработает, это обеспечит им возврат 28 миллионов рублей, застрявших в ТАТМЭЛ-Лифт мертвым грузом. Более того, МЭЛ предоставил 15-процентные скидки от своей отпускной цены, то есть около 60 миллионов рублей.

В Татарстане мы нашли 16 предприятий, с которыми потенциально могли бы работать в кооперации, и уже к 1 мая были готовы 70 процентов комплектующих изготавливать в республике. ООО «Спектр-Сервис МК» (Елабуга) готово было делать кабины, ООО «Тимер» (Елабуга) — рамы для лебедки, ООО «Тех-Пром» (Заинск, Набережные Челны) — 17 деталей для крепления лифта в шахте, ИП Алиев (Набережные Челны) — грузы и так далее. Со всеми были заключены договора на изготовление комплектующих на 500 лифтов. Сделали им предоплату, но когда пришло время забрать комплектующие, мы не смогли оплатить оставшуюся сумму, потому что заказы резко сократились.

28 вместо 228.

— С чьей стороны?

— Через 10 дней после того, как у нас побывала казанская делегация, Егоров прислал письмо о том, что лифты ЗАО «ТАТМЭЛ-Лифт» необходимо проверить в условиях эксплуатации — в очередной раз! — и, дескать, поэтому они нам разрешают пока в порядке эксперимента сделать полную замену 34 лифтов. А 2 апреля пришло письмо от Обухова, в котором говорилось уже о 28 лифтах. Договор нам предложили кабальный.

Мы выступали субподрядчиками и должны были проделать абсолютно всю работу, а за несуществующие генподрядные услуги вернуть 17 процентов, тогда как по нормативам реальные генподрядные услуги не превышают 4 процента. В итоге договорились о 8 процентах и теперь «за красивые глаза» должны вернуть Казлифтсервису 520 тыс. рублей.

Кроме того, предоплата субподрядчику в договоре обозначалась как «до 30 процентов», а оставшиеся 70 — неизвестно когда. Мы говорим: «Извините, обозначьте конкретно сколько, а то вы заплатите один процент и это тоже будет по договору». Горько и смешно об этом рассказывать. Одним словом, делалось все для того, чтобы показать, что эксперимент не удался, что мы не способны вовремя выполнять работы.

«Могу на коране поклясться!»

— А почему, по-вашему, казанские чиновники так не любят «ТАТМЭЛ-Лифт»?

— Если бы только казанские! Губернатор Московской области Борис Громов ещё до кризиса издал распоряжение, предписывающее всем закупать только щербинские лифты. Это распоряжение неукоснительно выполняется. А в Татарстане, несмотря на указания президента и премьер-министра о необходимости закупки лифтов у республиканского производителя, в Нижнекамске, например, по программе капремонта не приобретено ни одного елабужского лифта. С Челнами заключен договор на поставку 19 лифтов, 4 установлены, но они под разными предлогами не принимаются эксплуатирующей организацией ООО «Челны-лифт». Трижды обращались к городским властям, сообщали, что оборудование лежит под открытым небом. Ни ответа, ни привета!

— Откуда, по-вашему, растут ноги такого отношения? 

— На одном из заседаний Российского лифтового объединения наши конкуренты ЩЛЗ и КМЗ в лицо заявили нам, что приложат все свои материальные и административные ресурсы, подключат все связи, чтобы вытеснить «ТАТМЭЛ-Лифт» с рынка Татарстана. Могу на Коране поклясться! Сейчас мы готовимся судиться, потому что они отправили к нам своего человека, который, заявив, что приехал к нам по заданию правительства Татарстана, подготовил видеосюжет о том, что якобы мы сами ничего не производим, а только перепродаем лифты «МЭЛ».

Кругом футболят.

— Какие претензии предъявляются вам?

— Чиновники нам говорят, что лифты в Татарстан поставляли Щербинсий, Могилевский и Карачаровский заводы, и, дескать, поэтому только они могут модернизировать и менять их, а у «ТАТМЭЛ-Лифт», якобы, конструкция не подходит. На самом деле в Татарстане на 70 процентах домов установлены лифты, изготовленные вообще Самаркандским заводом, на 6 — Карачаровским заводом, на 14 — другими производителями.

Чиновники средней руки кругом футболят. То эта бумажка не та, то накладная не так составлена. Оформляешь по-другому, оказывается, что было правильно. Нам говорят, что наши лифты стоят дороже. Мягко говоря, это не соответствует действительности. Щербинские лифты, купленные МУП «Казлифтсервис», выставлены на электронной торговой площадке по цене 540 тысяч рублей. Такие же лифты «ТАТМЭЛ-Лифт» в разных комплектациях выставлены по цене 407–472 тысяч рублей.

При этом мы предлагали установить железные двери в подъездах и в машинном отделении, провести диспетчеризацию лифтов без увеличения стоимости работ, если монтаж и пуско-наладка будет передана «ТАТМЭЛ-Лифт». Однако нам навстречу не пошли и тем самым потеряли опции на каждом лифте порядка 60 тысяч рублей. Какие ещё нужны удешевления?

Уже после того, как мы установили новые лифты в казанские дома, нам заявили, что якобы была проведена дополнительная диагностика лифтов, и было принято решение не менять так называемые направляющие. Но мы их уже заменили! Монтажникам надо оплачивать работу, поставщикам — тоже. Самое интересное, что во время монтажа мы запросили письменное подтверждение, но оно не пришло. А когда уже все сделали, говорят, не надо было менять. Если бы не поменяли, уверен, сказали бы, почему не поменяли.

«Чиновники средней руки все поломали».

— Взаимопонимания, значит, нет?

— 27 мая мы написали Егорову письмо. В нем говорилось о том, что эксперимент по установке лифтов «ТАТМЭЛ-Лифт» в казанские дома удался, смонтировано 34 лифта, что мы просим предоставить дальнейшее подтверждение на изготовление и установку остальных 194 лифтов. Ответа нет. Зато на днях я был приглашен к начальнику МУ «Управление жилищной политики города Казани» Эмилю Хуснутдинову.

В назначенное время его на месте не оказалось. Сидят те же Обухов, Егоров и другие и говорят мне, почему срываете график сдачи, у вас показатель — «ноль». Я ответил: «Я перед вами отчитываться не собираюсь. Вы нанесли огромный урон Татарстану. Вы ввели руководителей в заблуждение и пролоббировали интересы других производителей, работающих вне республики. Я это докажу».

— И какие у вас доводы?

— Не могу утверждать, осознанно это было сделано или не осознанно, но чиновники оплатили производителям лифтов из-за пределов Татарстана с таким трудом полученные из центра деньги, когда их можно было оставить в республике. А это свыше 300 миллионов рублей из 480 миллионов, отпущенных на 640 лифтов по 185-му закону. Из-за действий чиновников «ТАТМЭЛ-Лифт» недополучит в виде 15-процентных скидок с «МЭЛа» более 40 миллионов рублей. Предприятия-смежники «ТАТМЭЛ-Лифт» в Татарстане не получат более 100 миллионов рублей.

Кроме того, на производстве лебедок для лифтов в Татарстане можно было бы заработать 90 миллионов рублей. Налаженное производство собственных лифтов позволило бы создать в республике около 600 рабочих мест. По самым скромным подсчетам бюджет республики мог бы получить дополнительных налогов на сумму 20 миллионов рублей. Но, к сожалению, с начала года с нами заключено всего 32 договора на поставку 67 лифтов по 185-му закону. Больше не дают. Одним словом, чиновники средней руки все поломали, они оказались выше нашего уважаемого президента Минтимера Шариповича Шаймиева.

«Слово президента должно быть свято для чиновников».

— Кстати, о президенте. Вахид Абдурахманович, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Где вы родились, где учились, как складывалась ваша карьера, как вы стали советником президента Чечни?

— Родился в Казахстане, затем с депортации вернулись в Урус-Мартан. В 1974 году окончил Ленинградскую лесотехническую академию имени Кирова по специальности «инженер технолог по деревообработке». С 1974 года по 1992 год работал в Чечне. Вырос от дублера мастера до замминистра лесного хозяйства. В 1992 году обстановка накалилась, возникла опасность того, что я мог стать заложником. Братья решили, что я должен уехать из Чечни. Семь лет работал по специальности в Эстонии.

В 1999 году перебрался в Россию. Тут же начались преследования, мне хотели приписать незаконную деятельность, обеспечение бандформирований и так далее. Я тогда приобрел богатый опыт, выигрывал суды даже у налоговой инспекции. В 2004 году я работал в Красноярске. Оттуда и позвал меня под свои знамена мой друг Алу Алханов и пригласил к себе на работу в качестве советника президента по промышленно-экономическому блоку.

Много хороших начинаний тогда было, в том числе создавали и новые предприятия. Тогда-то я и познакомился с генеральным директором ОАО «МЭЛ» Виктором Мамасуевым. Открыли с ним в Чечне такой же, как здесь, лифтостроительный завод, который и сегодня успешно работает. Когда Алханов прекратил свои полномочия, ушла и его команда. Я уехал в Москву и стал зам. генерального директора «МЭЛ» по спецпроектам и в том числе отвечал за развитие «ТАТМЭЛ-Лифт».

Видя, что работа идет не ахти как здорово, мы попробовали здесь поменять генерального директора, но это не дало эффекта. Тогда я сказал Виктору Максимовичу, что кому-то надо находиться непосредственно в Елабуге. «Вы давали слово Шаймиеву, — говорю, — что предприятие будет работать. Я не хочу, чтобы получилось так, что вы не сдержали свое слово. Это детище и Шаймиева тоже, на документах стоит его подпись. Она не должна быть омрачена тем, что предприятие не состоялось. Надо дело довести до конца. Слово президента должно быть выполнено, оно должно быть свято для чиновников».

Когда глава Елабуги Ильшат Гафуров также попросил Мамасуева, чтобы я находился здесь, он согласился. И я хочу заверить всех, елабужским лифтам быть! И как говорит, глубокоуважаемый мною Минтимер Шарипович: «И не иначе!»

Равиль Сабиров.
Источник: business-gazeta.ru


© 2005-2024 Портал строителей г. Набережные Челны «СНИП»

Использование редакционных материалов разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт s-nip.ru (www.s-nip.ru) рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий - с формулировкой «по материалам интернет-портала www.s-nip.ru»
г. Набережные Челны
E-mail: graf@s-nip.ru
Все контакты
Поддержка: Netkam