Трудный выбор архитектурной комиссии Рустама Минниханова.
Трудный выбор архитектурной комиссии Рустама Минниханова.
Вот уже две недели общественность не может получить внятного ответа на вопрос — кто же будет проектировать и строить главные объекты Универсиады-2013: 45-тысячный стадион и Дворец водных видов спорта? 24 июля комиссия под председательством премьер-министра РТ Рустама Минниханова выслушала саморекламу трех претендентов на проектирование и строительство затратных объектов: консорциума «Главмосстрой» и американской архитектурной компании Hellmuth Obata+Kassabaum (НОК), консорциума британской проектировочной компании ARUP и ПСО «Казань» и консорциума МНИИП «Моспроект-4» и строительного холдинга «Ингеоком». Но, похоже, до сих пор пребывает под впечатлением от услышанного, ибо результаты квазиконкурса обещали объявить в этот день, потом перенесли на 27 июля.
И вот все ещё ждем-с. Хорошо, что в последний момент снялся с конкурса австрийский строительный концерн Alpine (по одной версии, он не представил полный перечень документов, хотя трудно в это верится, зная пунктуальность австрийцев), а то комиссионерам совсем пришлось бы трудно.
Вообще-то при замахе воздвигнуть спортсооружения, не только отвечающие мировым функциональным стандартам, но и призванные стать архитектурно зрелищными, объявляется конкурс. Ведущие архитекторы планеты и дерзкие новички присылают свои проекты, которые всесторонне рассматриваются и победитель конкурса получает право на претворение своего чертежного детища в реальность.
Правда, в Казани было сразу решено, что проекты должны быть вторичного применения. Оригинальное дорого стоит и долго проектируется. Так что пекинского стадиона «Птичье гнездо» мы не увидим. Затем объявили, что и у стадиона, и у Дворца водных видов будет единый проектант и исполнитель. Что, учитывая опыт олимпийской Москвы с её сооружениями в районе метро «Проспект Мира», вполне логично. А главное — гармонично. Потом решили, что для одного победителя такой заказ будет слишком жирным. Решили объекты разделить и, по вполне понятным причинам, выбор очень труден. Слишком влиятельные силы стоят за каждым претендентом. С одной стороны, нельзя отказать федералам, тоже по вполне понятным причинам (связи в Москве региональным властям никогда не помешают). С другой — как обделить своих, ведь суммы-то на кону ого-го: 5,3 млрд. рублей стоимость стадиона и 2,6 млрд. рублей стоимость Дворца водных видов спорта.
Но есть и другая версия. Выбор победителей в казанском варианте — это покупка кота в мешке: ещё неизвестно, что они спроектируют, выдадут на-гора и понравится ли наспех сотворенный проект (организаторы дают на привязку всего четыре месяца) главному оценщику республики. Все помнят, как Минтимеру Шариповичу не понравились светильники в фойэ реконструированного театра юного зрителя; как он раскритиковал проект театра кукол, который хотели строить на ул. Некрасова; как определил, какой из конкурсных памятников Шаляпину будет стоять на улице Баумана и, наконец, как рекомендовал сменить выбранное проектировщиками местоположение памятника Сайдашеву.
Проект стадиона в Кировском районе, в основание которого он вместе с президентом FISU Джоржем Киллианом заложил памятный камень, он видел и, значит, одобрил (по слухам — это аналог стадиона в германском Кельне). Что появится на правом берегу Казанки (место он, опять-таки, выбрал самолично и получил волну протеста), президенту республики могут объяснить только на пальцах. А вдруг не понравится? Но начинать все по-новому будет уже поздно. Так что придется довольствоваться тем, что подадут. А кому хочется быть стрелочником?
Евгений Макаров.
Источник: business-gazeta.ru