Ирек Файзуллин
Процесс создания отраслевых саморегулируемых организаций, на который федеральный законодатель отвел текущий год, в строительном комплексе Татарстана идет полным ходом. СРО строителей уже образована, завершается и работа над созданием аналогичных объединений проектных (архитектурных) и изыскательских организаций. О ходе этой работы «Строителю Татарстана» рассказал заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, генеральный директор ГУП «Татинвестграждан-проект» Ирек Файзуллин.
— Ирек Энварович, в чем вы видите плюсы перехода от лицензирования к саморегулированию в строительной отрасли?
— Главный плюс заключается в повышении ответственности строительных, проектных и изыскательских организаций перед заказчиком. Ведь деятельность саморегулируемой организации строится по принципу, грубо говоря, круговой поруки, то есть солидарной ответственности ее членов. Последние делают взнос в компенсационный фонд СРО, и, в случае возникновения у заказчика претензий к работе одного из них, причиненный ему ущерб возмещается за счет средств этого фонда. То есть за общий счет. Так что саморегулируемая организация просто не пропустит в свой состав какую-то «левую» организацию, не обладающую квалифицированными кадрами.
Недостаток заявительного принципа получения лицензии заключался в том, что он не ставил заслона случайным лицам, решившим попробовать себя на строительном рынке. Получить лицензию было просто — достаточно было создать фирму, нанять бухгалтера, принять на временную работу специалистов, собрать пакет документов и сдать их в лицензионный центр.
— Но теперь, получается, государство покидает это поле?
— Нет, государственный контроль переносится с отдельных субъектов рынка на СРО. Регистрацию саморегулируемой организации и каждого ее нового члена, контроль над процедурными моментами осуществляет Ростехнадзор, который подходит к делу очень скрупулезно. Конечно, в процесс по-прежнему будут включены и органы Главгосэкспертизы.
— Российская схема СРО создана по зарубежному образцу?
— Да, за рубежом строительная отрасль функционирует в основном по принципу солидарной ответственности.
И в Европе, и в США он реализуется через объединение в различного рода ассоциации. Впрочем, везде свои нюансы. В Германии, к примеру, архитектор помимо прочего должен получить государственный патент на ведение проектной деятельности. В Южной Корее и Китае проектные организации не имеют права заниматься строительством, и наоборот.
— На какой стадии находится процесс создания в республике саморегулируемых организаций проектного и изыскательского профилей?
— На данный момент мы зарегистрировали два некоммерческих партнерства — «Союз архитекторов и проектировщиков «ВОЛГА-КАМА» (сайт www.sroap.ru) и «ВолгаКам-Изыскания». Сейчас они проходят все предусмотренные законом подготовительные процедуры. Общим собранием членов Партнерства архитекторов и проектировщиков избрана коллегия и председатель коллегии — Васильев Николай Георгиевич. Исполнительным директором НП «САП В-К» избран Емелин Виктор Геннадьевич. Уже набраны необходимые 50 членов (на сегодня их 55), до 1 октября предполагается сформировать компенсационный фонд. Для проектных СРО, как известно, предусмотрены два варианта его наполнения. Первый: вступающая организация вносит 300 000 рублей и освобождается от страховых взносов. Второй: сумма компенсационного взноса составляет 150 000 рублей, и в этом случае член СРО страхует производимые им работы (размер страхования зависит от их объема). Мы выбрали второй вариант, поскольку считаем его более надежным для саморегулируемой организации.
Общим собранием членов НП «ВолгаКамИзыскания» избран председатель правления — Савосин Геннадий Федорович и исполнительный директор — Тагиров Рустем Насыхович.
— Какие дополнительные критерии отбора вы установили для вступления в проектную СРО?
— Достаточно жесткие: наличие офиса, лицензионных программных продуктов, периодическое обучение и повышение квалификации персонала и др. Для изыскательской СРО критерии еще строже — например, организация-кандидат должна располагать собственной лабораторией. Могу сказать, что мы с трудом набираем в эту СРО 50 членов, хотя в республике право на проведение изыскательских работ при прежних правилах игры имели около четырехсот организаций. Это лишний раз говорит о том, какие это были организации.
— И что с ними будет?
— В республике появилось уже несколько некоммерческих партнерств. Те, кто не сможет или не пожелает в них вступить, попытаются, наверное, получить регистрацию в других регионах. Закон это не запрещает — регистрируйся хоть во Владивостоке. А в наши СРО вступают проверенные временем организации, обладающие авторитетом и осознающие необходимость объединения.
Рустем ШАКИРОВ
Источник: Газета «Строитель Татарстана»