Из выступления
министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ М.Ш. Хуснуллина на совещании в Кабинете Министров Республики Татарстан
по вопросам строительства и ввода жилья
Из выступления
министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ М.Ш. Хуснуллина на совещании в Кабинете Министров Республики Татарстан
по вопросам строительства и ввода жилья
Министерством прогнозируется, что по итогам 9 месяцев будет введено 1 млн. 450 тыс. кв. метров жилья, что составит 73% годового задания. В том числе Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан планируется осуществить ввод около 360 тыс. кв. метров жилья, что составит 45% от плана.
Прогноз ввода жилья
за 9 месяцев 2009 г. (м²)
Годовое задание по РТ на 2009 год |
2000000 |
Ввод по Республике Татарстан |
1450000 |
Их них по социальной ипотеке |
360000 |
За оставшиеся 3 месяца 2009 года необходимо осуществить ввод жилья в объеме около 550 тыс. кв. метров, из них порядка 440 тыс. кв. метров (80% остаточных объемов) приходится на программу ГЖФ. В связи с этим необходимо ускорить темпы строительства и наращивать объемы ввода нового жилья по программе ГЖФ.
В 2009 году Президентом Республики Татарстан М. Ш. Шаймиевым поставлена задача — обеспечить ввод жилья в объеме не менее 2,0 млн. кв. метров жилья. При этом основной упор делается на ввод жилья по программе ГЖФ — планируется построить 800 тыс. кв. метров жилья, или 40% годового задания.
В министерство начали поступать обращения ряда глав муниципальных образований (в частности Пестречинский, Ютазинский районы) с просьбой уменьшить годовое задание со ссылкой на уменьшение объемов ввода по программе ГЖФ. Позиция министерства по этому вопросу такова: объем годового задания утвержден Президентом Республики Татарстан, и уменьшение возможно только с его согласия. Несмотря на сложные экономические условия и трудности, годовые задания надо выполнить в полном объеме.
Сравнение остаточных объемов задания по ввода жилья
с планируемым вводом по программе ГЖФ
за сентябрь декабрь 2009 года (кв.метр)
№ |
МО РТ |
Остаток ввода от годового
задания |
Планируемый ввод по программе ГЖФ |
Разница |
№ |
МО РТ |
Остаток ввода от
годовго
задания |
Планируемый ввод по программе ГЖФ |
Разница |
1. |
Агрызский |
3 535 |
4 029 |
494 |
24 |
Кукморский |
6 156 |
1 501 |
-4 655 |
2. |
Азнакаевский |
6 930 |
3 234 |
-3 696 |
25. |
К-Устьинский |
1 750 |
3 796 |
2 046 |
3. |
Аксубаевский |
6 950 |
1 946 |
-5 004 |
26. |
Лаишевский |
0 |
9 520 |
9 520 |
4 |
Актанышский |
5 199 |
8137 |
2 938 |
27. |
Лениногорский |
11 041 |
10 630 |
-411 |
5. |
Алексеевский |
2 754 |
3148 |
394 |
28. |
Мамадышский |
0 |
7 816 |
7 816 |
6. |
Алькеевский |
18 |
18 454 |
18 436 |
29. |
Менделеевский |
2 781 |
1 973 |
-808 |
7. |
Альметьевске |
32 623 |
31 774 |
-849 |
30. |
Meнзелинский |
3 011 |
899 |
-2 112 |
8. |
Апастовский |
0 |
1 998 |
1 998 |
31. |
Муслюмовский |
2 418 |
2 311 |
-107 |
9. |
Арский |
5 330 |
1 085 |
-4 245 |
32. |
Нижнекамский |
68 627 |
38 829 |
-29 798 |
10. |
Атнинский |
1 980 |
1 899 |
-81 |
33. |
Новошешминский |
942 |
500 |
-442 |
11. |
Бавлинский |
4 412 |
3 706 |
-706 |
34. |
Нурлатский |
8 335 |
9 810 |
1 475 |
12. |
Балтасинский |
1 834 |
3 722 |
1 888 |
35. |
Пестречинский |
3 176 |
3 185 |
9 |
13. |
Бугульминский |
17 545 |
8 142 |
-9 403 |
36. |
Р-Слободский |
0 |
2 898 |
2 898 |
14 |
Буинский |
0 |
4 676 |
4 676 |
37. |
Сабинский |
0 |
11 116 |
11 116 |
15. |
В-Услонский |
2 796 |
10 909 |
8 113 |
38. |
Сармановский |
2 061 |
5 965 |
3 904 |
16. |
Высокогорский |
11 547 |
2 508 |
-3 039 |
39. |
Спасский |
1 909 |
1 819 |
-90 |
17. |
г.Казань |
248 195 |
239 310 |
-8 885 |
40. |
Тетюшский |
2 545 |
2 707 |
162 |
18. |
г. Наб. Челны |
147 154 |
68 919 |
-78 235 |
41. |
Тукаевский |
553 |
13 790 |
13 237 |
19. |
Дрожжановский |
2 651 |
5 611 |
2 960 |
42. |
Тюлячинский |
571 |
1 499 |
928 |
20. |
Елабужский |
21 920 |
20 342 |
-1 578 |
43. |
Черемшанский |
1 908 |
1 746 |
-162 |
21. |
Заинский |
8 617 |
8 674 |
57 |
44 |
Чистопольский |
11 540 |
9 750 |
-1 790 |
22. |
Зеленодольский |
43 294 |
12 613 |
-30 681 |
45. |
Ютазинский |
2 735 |
2 952 |
217 |
23. |
Кайбицкий |
0 |
3 697 |
3 697 |
Итого no РТ |
613 249 |
613 545 |
296 |
Министерством совместно с Фондом проведен сравнительный анализ выполнения по остаточным объемам ввода жилья программы ГЖФ и остаточным объемам от годовых заданий муниципальных образований. На слайде видно, что Фонд ожидает за сентябрь-декабрь 2009 года ввод жилья в объеме 613,5 тыс. кв. метров, что подтверждается официальным письмом ГЖФ № 7807 от 15 сентября в адрес министерства. При этом остаточные объемы от годовых заданий муниципальных образований республики составляет 613,2 тыс. кв. метров.
Самые большие опасения у министерства вызывают обеспеченность выполнения годового задания по г. Набережные Челны, Зеленодольскому району.
Справочно: Согласно отчету ГЖФ по состоянию на 1 сентября введено по программе ГЖФ около 258 тыс. кв. метров жилья (3 тыс. 570 квартир), что составляет 32% от плана. Из них введено в рамках национального проекта «Развитие АПК» 1 тысяча 36 домов общей площадью 98 тыс. кв. метров.
Основными причинами, сдерживающим ход строительства объектов программы ГЖФ, продолжают оставаться — недостаточное финансирование и несвоевременное выполнение заявок по поставке строительных материалов. Сложная схема финансового и материального обеспечения строящихся объектов, применяемая ГЖФ, ставит участников строительства (заказчиков, подрядчиков) в положение бесправных заложников ситуации.
Необходимо, чтобы подрядчики имели возможность самостоятельно приобретать строительные материалы с учетом текущего изменения цен на рынке.
Исполнительным комитетом г. Казани по средам совершается объезд всех строящихся объектов программы ГЖФ с участием руководителей министерства, ГЖФ, заказчиков — подрядчиков, проектировщиков, коммунальных предприятий, органов надзора и контроля.
Результаты объезда 23 сентября объектов программы социальной по г. Казани показали, что несмотря на общее улучшение ситуации с финансированием строящихся вводных объектов со стороны ГЖФ, проблемы по поставкам строительных материалов и изделий (оборудования) на строящиеся объекты остаются.
В частности остро стоит вопрос поставок лифтов на вводные объекты, по жилому 6-6 уже 2 недели подрядчик ООО «Гамма-Дизайн» ждет поступления средств на приобретение арматуры, самостоятельный закуп которой согласован ЗАО «Стройресурскомплект».
Реальная ситуация по вводным объектам такая, что ряд вводных объектов — жилые дома 6–6, ЗБ-4, ЗБ-5 технологически не успевают достроиться до конца года. В связи с этим исполкому г. Казани, Фонду необходимо предусмотреть замену на другие вводные объекты жилья.
В целях обеспечения подачи пуска тепла в сдаточные дома в микрорайоне 2-ая Азинская при проведении отделочных работ, Министерством совместно с инспекцией Государственного строительного надзора Республики Татарстан, ООО «Газпром трансгаз Казань», ЗАО «Татгазинвест», Фондом газификации Республики Татарстан, ГЖФ разработан проект Распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан «О временном порядке пуска газа в многоквартирные дома с индивидуальными котлами отопления». В настоящее время данный проект Распоряжения находится на утверждении в Кабинете Министров Республики Татарстан. В связи с этим, уважаемый Рустам Нургалиевич, прошу Вас оказать содействие в принятии и утверждении данного документа. От этого документа также зависит своевременность ввода 10 жилых домов в г.Казани общей площадью 83,3 тыс. кв. метров.
Судьба задельных объектов — сейчас Фондом практически произведена
корректировка программы 2009 года, и определен перечень задельных объектов.
При этом ГЖФ полностью прекратило финансирование их строительства, и
подрядчики находятся в состоянии неопределенности из-за нерешенности
вопросов по охране объектов, завершению этапов работы (нулевой цикл,
например), содержанию коллектива. В связи с этим предлагаю поручить Фонду в сентябре месяце принять решение по каждому задельному объекту и официально уведомить об этом заказчиков, подрядчиков и Министерство строительства.
Вместе с тем, полное прекращение финансирования строительства задельных объектов ставит под угрозу выполнение планов строительства жилья на 2010 и 2011 годы. Не случайно Президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев сравнил задел строительства жилья с осенним посевом зерновых культур, который является гарантом будущего урожая.
Общая ситуация по финансированию строящихся объектов программы ГЖФ в 2009 году
Согласно данным ГЖФ по состоянию на 1 сентября (пока отчет за сентябрь месяц не представлен) проведено инвестирование в строительство вводных объектов программы 2009 года в объеме 4,52 млрд. рублей, что составляет 40% от общего объема откорректированного лимита финансирования на строительство в сумме 11,3 млрд. рублей.
Объем финансирования строящихся
объектов Программы ГЖФ по состоянию
на 1.092009 г. (млн. рублей)
Лимит инвестиций |
Выделено финансирование |
%
финансирования |
11 314 |
4 518 |
40 |
Однако уменьшение объемов финансирования не утверждено решением Попечительского совета, и главы муниципальных образований также не уведомлены.
При этом в части выделения республиканских субсидий Министерством по состоянию на 24 сентября перечислено на счета ГЖФ 2 млрд. 716 млн. рублей, что соответствует 94% предусмотренного на эти цели годового лимита. За последнюю неделю сентября месяца перечислено 136 млн. рублей. То есть бюджет республики свои обязательства по выделению субсидий выполняет.
Министерством за прошедшую неделю также собрана информация от муниципальных образований республики о состоянии дел по строительству вводных объектов программы ГЖФ, и выявлены следующие проблемы:
1. Имеются проблемы с финансированием в 7 МО РТ (г. Набережные Челны, Бугульминский, Елабужский, Заинский, Камско-Устьинский, Спасский, Ютазинский районы) — по 19 объектам программы социальной ипотеки общей площадью 99 тыс. кв. метров на 1 тыс. 461 квартиру.
Перечень объектов программы ГЖФ,
где существуют проблемы финансирования
по состоянию на 24.09.2009 г.
№ |
МО РТ |
Наименование объектов |
Кол-во квартир |
Обшая плошадь,
кв. м. |
1 |
Бугульминский |
70-кв. ж.д. ул. 13-й переулок |
70 |
3 445 |
104-кв. ж.д. ул. Энгельса поз.1 |
104 |
7 971 |
2 |
Елабужский |
54 (52)-кв. ж.д. по пр.Нефтяников |
64 |
5 218 |
9 ж.д. в н.п. Куклюк, н.п. Мурзиха, с. Морты |
20 |
985 |
3 |
Заинский |
207-кв. ж.д. №1/58 пр.Победы |
108 |
6998 |
4 |
К-Устьинский |
32-кв. ж.д. №1 ул.Первомайская н.п.Затон |
32 |
1 607 |
5 |
Спасский |
33-кв. ж.д. ул.Горького, д.22А г.Болгар |
33 |
1 815 |
6 |
Ютазинский |
40-кв. ж.д. ул. Мол одежная, 1, р/п Уруссу |
40 |
2353 |
7 |
г.Наб.Челны |
ж.д. 36-7-1,36-7-2,36-6-2 |
990 |
68 919 |
Итого по 7 МО РТ: 19 объектов соц. ипотеки |
1 461 |
99 311 |
2. Не в полном объеме используются возможности электронной торговой площадки ЭТИС для обеспечения строящихся объектов строительными материалами.
Использование площадки ЭТИС подрядчиками ГЖФ
на 24.09.2009 г.
№ |
МО РТ |
Количество сделок |
Кол-во ж.д. |
Оошая сумма сделки. тыс. р. |
1 |
Агрызский |
142 |
33 |
1627,5 |
2 |
Алексеевский |
152 |
11 |
11 045,9 |
3 |
Бугул минский |
110 |
1 |
41 009,1 |
4 |
Буинский |
88 |
1 |
14 819,9 |
5 |
Зеленодольский |
142 |
4 |
23 972,6 |
6 |
Кукморский |
11 |
1 |
3 251,6 |
7 |
Лаишевский |
30 |
1 |
3 562,2 |
8 |
Лениногорский |
25 |
1 |
5 723,8 |
9 |
Мамадышский |
135 |
3 |
21 806,2 |
10 |
Нурлатский |
72 |
6 |
3 126,6 |
11 |
Пестречинский |
113 |
2 |
15 983,4 |
12 |
Сабинский |
14 |
1 |
3 200,5 |
13 |
Чистопольский |
29 |
3 |
19 065,7 |
14 |
г.Наб.Челны |
59 |
2 |
7 066,7 |
15 |
г.Казань |
462 |
20 |
148 746,7 |
ИТОГО по 15 МО РТ |
1 584 |
90 |
324 008,4 |
По состоянию на 24 сентября согласно данным официального сайта Агентства госзаказа РТ, подрядчики программы ГЖФ только в 15 МО РТ (г.Казань, г.Наб.Челны, Агрызский, Алексеевский, Бугульминский, Буинский, Зеленодольский, Кукморский, Лаишевский, Лениногорский, Мамадышский, Нурлатский, Пестречинский, Сабинский, Чистопольский районы) зарегистрировались и приобретают строительные материалы на электронной площадке ЭТИС За истекшие 3 недели добавилось всего 3 МО РТ. Всего проведено 1 тысяча 584 сделок по 90 жилым домам на общую сумму свыше 324 млн. рублей. Это очень небольшой объем, если учесть реальное количество и объемы сделок, осуществляемое Стройресурскомплект самостоятельно, без использования возможностей ЭТИС.
Наибольшее количество сделок проведено в г. Казани — 462 сделки по 20 домам на общую сумму 149 млн. рублей, основные сделки проведены по объектам микрорайонов № 6 и 6А в Советском и в Авиастроительном районах.
Напоминаю, что решениями последних видеоконференций, руководству ГЖФ и муниципальных образований республики поручено принять необходимые меры по расширению возможностей применения электронной площадки ЭТИС. К сожалению, реально пока это не происходит.
3. Необеспеченность вводных объектов инженерными сетями. Согласно данным муниципальных образований республики в 4 МО РТ (г.Казань, г.Набережные Челны, Камско-Устьинский, Лениногорский районы) по 3 объектам программы социальной ипотеки, 16 объектам нацпроекта «Развитие АПК» не
решены вопросы обеспечения инженерными сетями в общем объеме 62 тыс. кв. метров на 871 квартиру.
Перечень вводных объектов программы ГЖФ,
где требуется строительство инженерных сетей по состоянию на 24.09.2009 г.
№ |
МО РТ |
Наименование объектов |
Кол-во квартир |
Общая площадь, кв.м. |
1 |
К-Устьинский |
ж.д. «Развитие АПК» |
16 |
1 734 |
2 |
Лениногорский |
ж.д. по ул.Садриева, 65 |
90 |
7 085 |
3 |
г.Наб.Челны |
ж.д. 36-7-1, 36-7-2,38-6-2 |
286 |
19 461 |
4 |
г.Казань |
ж.д. 6А-1 в М-6А Азино-1 |
479 |
33 822 |
Итого по 4 МО РТ: 5 объектов соц.ипотеки и 16 - АПК |
871 |
62 102 |
В целях обеспечения выполнения годового задания, Министерством изучается возможность замены ряда вводных объектов программы ГЖФ, ввод которых ставится под сомнение из-за нерешенности вопроса инженерных сетей, на другие объекты высокой степени готовности по линии ИЖС и коммерческого жилья.
Программа «Обеспечения жильём молодых семей и молодых специалистов на селе» в рамках национального проекта «Развитие АПК»:
Реализация нацпроекта «Развитие АПК»
по состоянию на 24.09.2009 г.
Программа 2006-2008 годов |
Ввод объектов в эксплуатацию |
Количество объектов |
Из них 100% готовности |
Выдано разрешений на ввод |
Из них зарегистрировано с обременением |
5 260 |
4 192 |
3 786 |
2 182 |
Всего за 2006–2008 годы на обеспечение жильем 5 тысяч 260 семей выделено — 3 млрд. 649 млн. рублей.
В том числе по 2008 году на обеспечение жильем 1 тысяча 714 семей выделено — 1 млрд. 609 млн. рублей.
Все средства направлены в муниципальные районы республики.
По состоянию на 24 сентября из 5 тысяч 260 объектов, 4 тысяча 169 объектов (добавилось за 3 недели 23 объекта) имеют 100% техническую готовность.
Выдано разрешение на ввод 3 тысяч 786 объектов (добавилось за 3 недели 35 объекта), представлено в ГЖФ
2 тысяча 182 свидетельства о регистрации (добавилось за 2 недели 59 свидетельств) с обременением на построенное жилье общей площадью 365 тыс.кв. метров, в том числе построено в 2009 году 93 тыс. кв. метров.
Решением Постановления № 511 Минсельхозпродом РТ оперативно открыто финансирование по данной программе в сумме 170,4 млн. рублей (бюджет РФ - 75 млн. рублей, бюджет РТ - 95,4 млн. рублей), которые в полном объеме направлены в муниципальные районы.
Необходимо:
- муниципальным районам оперативно приступить к освоению данных средств;
- ГЖФ оформить все необходимые договора с исполкомами по перечислению средств;
- исполкомам необходимо до конца сентября месяца организовать работу по перечислению средств непосредственно на банковские счета заявителей.
По состоянию на 24 сентября в ГЖФ поступило от муниципальных образований республики 170,4 млн. рублей, обратно направлено исполкомам 45 млн. рублей.
СПРАВОЧНО: «Обеспечение жильем молодых семей»
Соглашением от 28.07.2009г. № 388/09 о реализации в Республике Татарстан Подпрограммы за счет средств федерального бюджета, предусмотрено:
- средства бюджета Российской Федерации 241,7 млн. рублей;
- средства бюджета Республики Татарстан - 170 млн. рублей.
Средства федерального бюджета в указанном размере в бюджет Республики Татарстан поступили.
В 2009 году субсидии молодым семьям участникам Подпрограммы не выдавались.
По всем видам жилищным сертификатов Миирегионом РФ дано поручение о сокращении сроков реализации полученных сертификатов до октября 2009г. В противном случае средства, предусмотренные в федеральном бюджете на 2010 г. для республики будут уменьшены на размер неосвоенных в 2009 г. средств.
За период 2006–2009 годы было выделено 701 бланков государственных жилищных сертификатов на сумму 753 млн. рублей. Из них по состоянию на 24 сентября оформлено 416 бланков государственных жилищных сертификатов на сумму 590 млн. рублей (78% от полученного объема).
В настоящее время реализованными являются 367 сертификатов на сумму 520 млн. рублей.
Вместе с тем, Минрегионразвития РФ дано поручение о необходимости сокращения сроков реализации полученных жилищных сертификатов до октября 2009 года. В противном случае средства, предусмотренные в федеральном бюджете на 2010 год, для республики будут уменьшены на размер неосвоенных в 2009 году средств.
По детям-сиротам, многодетным семьям — министерством: оформлено 228 жилищных сертификатов детям сиротам на сумму 194 млн. рублей и 65 сертификатов многодетным семьям на сумму 155 млн. рублей.
В соответствии с выписками оплаченных сертификатов, предъявленных ГЖФ, по состоянию на 24 сентября Министерством оплачены 223 сертификата, оформленных детям-сиротам на сумму 189 млн. рублей, и 60 сертификатов — многодетным семьям на сумму 145,3 млн. рублей.
В стадии оплаты находятся 3 сертификата на сумму 5,4 млн. рублей, в том числе 1 сертификат, оформленный ребенку-сироте на сумму 860 тыс. рублей и 2 сертификата, оформленных многодетным семьям на сумму 4,5 млн. рублей.
ГЖФ не представлены заявки на 7 сертификатов, в том числе 4 сертификата по детям-сиротам и 3 сертификата по многодетным семьям.
По итогам проведенного Министерством 18 сентября с участием с участием представителя ГЖФ и органов местного самоуправления принято решение о предоставлении Фондом в срок до 25 сентября заявок на оставшиеся неоплаченные сертификаты.
По ветеранам Великой Отечественной войны — министерством совместно с инспекцией Государственного строительного надзора Республики Татарстан подготовлена база данных по многоквартирным коммерческим жилым домам высокой степени готовности к вводу, в целях подготовки предложений ветеранам ВОВ районов и городов, где нет построенного (строящегося) жилья по социальной ипотеке. Мы готовы эту базу данных предоставить в Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Татарстан.
В заключение хочется отметить, несмотря на то, что основной ввод жилья осталось за программой ГЖФ, муниципальным образованиям необходимо продолжить работу по развитию рынка коммерческого многоквартирного и индивидуального жилья, провести анализ состояния имеющихся резервов по жилым домам высокой степени готовности.
Также не все муниципальные образования республики ведут работу с федеральным центром по выкупу квартир. Пока есть положительные примеры только по г. Набережные Челны (заключен в 2009 году контракт на 100 квартир), г. Елабуга (заключен на 26 квартир, дополнительно участвовали в конкурсе на выкуп 69 квартир). Работу эту надо продолжить.