В работе «круглого стола» приняли участие представители Министерства регионального развития РФ, правительства Москвы, Ростехнадзора, Федерального лицензионного центра, а также большое количество руководителей саморегулируемых организаций (СРО) со всех регионов России.
Среди докладчиков, выступивших на «круглом столе», были призидент Национального объединения СРО в сфере проектирования Алексей Воронцов, генеральный директор НП СРО «Межрегиональное объединение строителей» Михаил Викторов, директоров Федерального лицензионного центра (ФГУ ФЛЦ) Алексей Крупкин, зам. директора департамента градостроительной политики Москвы Татьяна Трапезникова, гендиректор института «ИПРОМАШПРОМ» Иван Якушкин, руководитель ООО «Корпорация Инжтранстрой» Ефим Басин, президент Некоммерческого партнерства «Объединение организаций, выполняющих строительство, реконструкцию и ремонт объектов атомной отрасли «СОЮЗАТОМСТРОЙ» Виктор Опекунов и ряд других представителей строительной отрасли.
Открывал «круглый стол» заместитель министра регионального развития Сергей Круглик. Он напомнил, что с 1 января 2010 гоа прекращается выдача лицензий. Сегодня на строительном рынке работает порядка 100–130 тыс. организаций. И никто из них не должен остаться за бортом процесса внедрения саморегулирования. Далее С. Круглик предложил обсудить тему «качества создаваемых СРО». Как пояснил собравшимся Сергей Иванович: «Сегодня уже начинают формироваться саморегулируемые организации, имеющие мало отношения к собственно строительству. Это вызывает колоссальные опасения. Поэтому и здесь необходимо внесение изменений в закон для возможности выведения из состава зарегитсрированных саморегулируемых организаций тех, кто не занимается профильным строительством. Иначе мы насобираем в СРО бог знает кого, просто заменив лицензию продажей допуска к работам».
Ещё одни важнейший вопрос, требующий дальнейшей проработки и обсуждения проработки и обсуждения, — это численность организаций, входящих в СРО. Сколько компаний должно входить в СРО — сто, пятьсот или тысяча? Заместитель министра высказал убеждение, что малое число входящих в СРО организаций может привести к тому, что «мы наплодим огромное количество СРО. Но ведь изначально преследовали стратегическую цель — не просто ввести саморегулирование в строительстве, а в какой-то степени разрушить монополию региональных рынков. Между тем, утвердив количество в 100 компаний, необходимых для создания и регистрации СРО в крупном субъекте страны, мы напротив ещё больше локализуем местный рынок, ещё больше усугубив монополию».
Затем выступил первый заместитель председателя думского Комитета по строительству и земельным отношениям Валерий Панов. Депутат заявил: «Многие строительные компании напрасно надеются на продление срока лицензирования их деятельности, но если они не хотят приостановления своей работы, им уже сейчас необходимо вступать в СРО, так как продление лицензий не планируется». Согласно новому законопроекту, с 1 января 2010 года будет прекращено действие лицензий на осуществление инженерных изысканий, архиктурно-строительного проектирования и строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Свое действие прекратят и те лицензии, срок действия которых ранее был продлен. По словам Панова, соответствующий законопроект будет вынесен на рассмотрение Госдумы уже 7 октября 2009 года. Изменения предлагается внести в ст. 3–2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» и ст. 18 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Депутат проинформировал собравшихся, что в настоящее время статус СРО получили 69 организаций. Из них 39 — в сфере строительства, 27 — в области проектирования и три СРО — в области изысканий.
Вместе с тем Валерий Панов признал наличие серьезных проблем в деле реализации саморегулирования в строительстве. Так, например, минимальный размер взносов в компенсационный фонд СРО оказался столь высоким для малого строительного бизнеса, что стал абсолютно несоразмерен прибыли субъектов малого предпринимательства, зачастую не превышающей 400 тыс. рублей в год, особенно в разгар финансового кризиса. В результате столь завышенный размер взноса и связанные с ним механизмы солидарной ответсвенности членов СРО способны привести малый строительный бизнес к полному банкроству. Это тем более актуально для тех малых компаний, которые только начинают работать на рынке. Ведь в первое время у подобных новичков попросту не будет наличных оборотных средств для первноачального вступительного взноса в кампенсационный фонд СРО. А не будет взноса — нет и членства в СРО, а значит, нет и разрешения на работы, нет и прибыли. Получается замкнутый круг.
Кроме того, по закону некоммерческое партнрство получает статус СРО только после внесения сведений о нем в Госреестр саморегулируемых организаций. Согласно Градостроительному кодексу РФ, порядок введения государственного реестра должен быть установлен уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти. Однако подобный документ до сих пор не принят, и поэтому внесение сведений в Госреестр саморегулируемых организаций осуществляется на основании Приостановления Правительства РФ (от 29.09.2008 г.) «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций», которое не учитывает особенности саморегулирования в строительной сфере.
Мало того, оказалось, что несмотря на установленные законом сроки, Правительством Российской Федерации до сих пор не установлены минимально необходимые требования к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. Федерельной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору до сих пор не утверждены формы свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
В итоге работы на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах на сегодня оказалисть под вопросом.
Об этом же самом заявил в своем выступлении на «круглом столе» и президент Некоммерческого партнерства «СОЮЗАТОМСТРОЙ» Виктор Опекунов: «Мы в атомной отрасли обеспокоены ситуацией, что до сих пор остаются неурегулированными многие нормативные вопросы при подготовке к саморегулированю на этих категориях объектов».
Итогом длительных обсуждений за «круглым столом» проблемы реализации СРО стало обращение к Госдуме и Совету Федерации ФС РФ с обращением о внесении ряда принципиальных изменений в действующее законодательство, в частности, в Градостроительных кодекс и в статью 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Правительству РФ рекомендовано оперативно обеспечить принятие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Градостроительного кодекса РФ, регулирующих вопросы создания и функционирования СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительсва. Также необходимо принять минимально необходимые требования к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, определить порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций.
Было объявлено также о необходимости провести парламентские слушания по обсуждавшимся вопросам.
Борис Глебов
Источник: «Строительная газета»