Строительство новости информация потребности
Регистрация         Вход

Авторизация



Формирование СРО. Разъяснения основных положений закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 148- ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был, напомним, принят в рамках реализации единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени влияния государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения. Основной задачей, которую призван решить закон, является последовательное создание саморегулируемых организаций (СРО) в области строительства, проектирования и инженерных изысканий, а также вытеснение из сферы регулирования коммерческих отношений излишних элементов государственного присутствия.


Саморегулирование — это самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил этой деятельности, а также контроль за соблюдением определенных требований.

Самостоятельность и инициативность как главные принципы саморегулирования основаны на соответствующих нормах Конституции Российской Федерации, прежде всего части 1 статьи 8 — о свободе экономической деятельности, части 1 статьи 30 — о праве каждого на объединение и о гарантированности свободы деятельности общественных объединений, части 1 статьи 34 — о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» членство в СРО добровольное. Между тем членство в СРО, предусмотренных поправками в Градостроительный кодекс Российской Федерации, обязательное. То есть без членства в СРО строительные организации не смогут заниматься своей деятельностью, так как не будут иметь допуска к рынку.

Закон, во-первых, обязывает изменить систему отношений в строительной отрасли, так как полномочия государства переходят к саморегулируемым организациям, а во-вторых, регулирует весь механизм деятельности и функционирования саморегулируемой организации в области строительства, проектирования и инженерных изысканий.

Цель введения саморегулирования — не какое-то абстрактное наведение порядка в строительном бизнесе, а прежде всего обеспечение и повышение качества строительства. Суть нововведения такова: все участники строительства — инженерные, проектные и строительные организации (фирмы), а также индивидуальные предприниматели - объединяются в СРО в форме некоммерческих организаций, сведения о которых вносятся в государственный реестр СРО.

СРО предоставляется право на разработку и утверждение документов, содержащих требования к самим участникам строительной деятельности и работам, ими осуществляемым, а также право на контроль за соблюдением членами СРО определенных требований. При этом СРО не имеет права контролировать соблюдение ее членами других требований, например, налогового, трудового, таможенного законодательства. Она действует только в сфере обеспечения безопасности строительства.

С 1 января 2009 года, как известно, прекращено предоставление лицензий на осуществление деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий. При этом отмена лицензирования полностью произойдет только с 1 января 2010 года. Весь 2009 год предполагает переходный период от государственного регулирования (лицензирования) к негосударственной форме регулирования (саморегулирования) в указанных областях деятельности.

Таким образом, до 1 января 2010 года осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изыскании, осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства разрешается по выбору юридического лица или индивидуального предпринимателя на основании либо лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», либо свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ.

С 1 января 2010 года осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства возможно только при наличии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ. Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 9 статьи 558 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия
В части 1 статьи 556 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в члены СРО может быть принято юридическое лицо, в том числе иностранное, способное выполнять установленные требования. Из этого следует, что любое юридическое лицо может вступить в СРО независимо от территориального признака. Законом не устанавливается необходимость создания СРО только в пределах одного региона.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 556 Градостроительного кодекса Российской Федерации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть членом одной или нескольких саморегулируемых организаций каждого из указанных в статье 553 Градостроительного кодекса.

Приказом Минрегиона России от 9 декабря 2008 года № 274, вступившим в силу 20 февраля 2009 года, утвержден перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 558 Градостроительного кодекса Минрегион России при разработке Перечня учитывал особенности работ, выполняемых гражданами для собственных нужд, а также работ, осуществляемых субъектами малого предпринимательства.

Так, приказом Минрегиона России установлено, что граждане и организации, выполняющие работы по проектированию и (или) строительству только объектов, для которых не требуется получения разрешения на строительство, и объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, могут выполнять указанные работы, не вступая в СРО и не уплачивая вступительные, членские взносы, а также взносы в компенсационные фонды СРО.

Перечень указанных объектов установлен частью 17 статьи 51 и частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя следующие объекты:

1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов;

5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые пред-назначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов;

6) объекты, в отношении которых проводятся работы по их изменению в целом и (или) по изменению отдельных частей этих объектов, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

7) гаражи на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

8) объекты на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

9) киоски, навесы и другие объекты, не являющиеся объектами капитального строительства;

10) строения и сооружения вспомогательного использования.

Вопрос о размерах взносов в компенсационный фонд саморегулируемых организаций был предметом постоянных дискуссий. В то же время законодателем принято решение, отраженное в действующей редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации, которое исходит из того, что саморегулируемая организация выступает в качестве гаранта добросовестного поведения своих членов, поскольку в случае прекращения ее членства в СРО вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд ей не возвращаются (ст. 557 ГрК РФ). При этом следует отметить, что за каждого члена СРО ручаются все другие участники СРО. Как следует из пункта 5 статьи 5516 ГрК РФ, если СРО пришлось возместить вред, причиненный ее участником (даже бывшим), не только сам виновник, но и все другие члены СРО в течение двух месяцев со дня выплаты должны внести взносы в компенсационный фонд до предусмотренного законом или уставом СРО размера.

Во исполнение положений Федерального закона Правительством Российской Федерации определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведению реестра указанных организаций. Им является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Минрегион России оказывает содействие в организации СРО и осуществляет методическую помощь. Кроме того, с учетом анализа предложений, поступающих от органов государственной власти, проектных и строительных организаций, а также правоприменительной практики в ходе создания и функционирования саморегулируемых организаций будут подготавливаться предложения о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в этой части.

Сергей КРУГЛИК, заместитель министра регионального развития РФ
Источник: "Строительная газета"


© 2005-2024 Портал строителей г. Набережные Челны «СНИП»

Использование редакционных материалов разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт s-nip.ru (www.s-nip.ru) рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий - с формулировкой «по материалам интернет-портала www.s-nip.ru»
г. Набережные Челны
E-mail: graf@s-nip.ru
Все контакты
Поддержка: Netkam