РУКОВОДИТЕЛЮ АГЕНТСТВА ПО ГОСЗАКАЗУ НА "ПРЯМОЙ СВЯЗИ" ПРИШЛОСЬ ОТБИВАТЬСЯ ОТ ОСТРЫХ ВОПРОСОВ ТАТАРСТАНСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Как бизнесменам бороться с "хитрыми" условиями конкурса, предназначенными для своих? Какие товары, например гвозди, сегодня востребованы в республике? Что делать, если обнаружил явный сговор при размещении госзаказа?.. Обо всем этом и многом другом на "прямой связи" с татарстанцами рассказал Яков Геллер, руководитель агентства по госзаказу РТ
МАЛЫЙ БИЗНЕС ВЫМЫВАЕТСЯ ИЗ ГОСЗАКАЗА
- Прочитал интервью с депутатом Госдумы России Гульнарой Сергеевой, которая утверждает, что количество малых и средних предприятий, участвующих в торгах, в последнее время постоянно снижается. Почему так происходит? (Владимир Сидорин, Казань)
- Спасибо за вопрос. Думаю, Гульнара Ильдусовна имела в виду не только электронные торги, а вообще конкурсы в сфере государственного заказа, из которой малый бизнес вымывается в силу ряда причин. С одной стороны, в соответствии с Федеральным законом № 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", требуется, чтобы заказчик вводил для участника торгов так называемое обеспечение контракта - 30 процентов от его стоимости. Для малого бизнеса зачастую это выливается в слишком крупную сумму, которую он не в состоянии выложить сразу. Поэтому в прошлом году правительство республики поручило комитету по развитию малого и среднего предпринимательства организовать револьверный фонд, из которого малые предприятия могли бы получать целевую денежную помощь.
С другой стороны, во время кризиса нужны, прежде всего, непосредственные товаропроизводители. А большинство сегодняшних предпринимателей в основном спекулянты (в хорошем, современном понимании этого слова), то есть получают доход за счет разницы между ценами покупки и продажи товара. Поэтому правительство РТ ввело специальные гранты для желающих развивать собственное производство. А татарстанская электронная товарно-информационная система (ЭТИС) наглядно показывает те инвестиционные ниши, которые предпринимателям стоило бы занять. К примеру, в республике не производили такую, казалось бы, мелочь, как гвозди, а недавно, благодаря грантам, уже была поставлена небольшая партия этих металлических стержней. Также хорошая ниша, в которую должен бы ринуться малый бизнес, - изготовление полипропиленовых деталей, получаемых при вторичной переработке углеводородов.
В электронном аукционе может участвовать любой человек. Знай покупай, продавай, спекулируй! Премьер-министр Рустам Минниханов постоянно призывает всех к участию в торгах. Но большой активности, к сожалению, пока не наблюдается.
ХИТРЫЕ УСЛОВИЯ КОНКУРСА
- В Набережных Челнах живет мой друг, у которого есть малый бизнес по изготовлению пластиковых окон и корпусной мебели. Он говорит, что заключить какой-то контракт с государственным учреждением практически невозможно, поскольку условия конкурса такие хитрые, что его могут выиграть только "свои", а "чужим" попасть на тендер невозможно. Как с этим бороться? (Александр Павлов, Елабуга).
- Скажите, Александр, а вы сами когда-нибудь участвовали в таких конкурсах?
- Не приходилось.
- Но тогда получается как в том анекдоте. "Сема, ты сказал, что Карузо - великий певец. А он, на самом деле, хрипит, заикается и картавит". - "Ты что, слушал Карузо?!" - "Нет, мне Боря напел по телефону".
Скажите вашему товарищу, чтобы он, во-первых, пробовал заявляться на торги. Во-вторых, пользовался своими правами. В 94-м законе есть замечательная 17-я статья, которая предписывает государственному уполномоченному контрольному органу - Федеральной антимонопольной службе - защищать всех, с кем неправомерно поступили на любом этапе подготовки или проведения аукционов. Федеральный закон "О защите конкуренции" никто не отменял. Управление ФАС по Республике Татарстан находится в том же здании, даже на том же этаже, что и наше агентство. И я ежедневно вижу там предпринимателей, которые жалуются на недобросовестных заказчиков. И, между прочим, находят правду. Если бы не находили, то у нас не было бы случаев, когда в одном аукционе участвуют по восемь-шестнадцать претендентов на госзаказ.
Так что я не согласен с вашим товарищем и готов с ним поговорить. Пусть созвонится со мной.
- Я ему передам. Большое спасибо.
ПРОСМАТРИВАЕТ ЯВНЫЙ СГОВОР
- Меня, как налогоплательщика с тридцатилетним стажем, волнует, куда тратятся мои деньги. Я как-то заглянула на ваш сайт и обратила внимание на размещенный заказ на офисную бумагу для госучреждений. В конкурсе были задействованы только две фирмы - "Ситора-К" и "Ситора". Выиграла одна из них, которая за каждую пачку бумаги предложила более низкую цену. Здесь виден явный сговор. Почему на уровне приема заявок, когда наглядно просматривается сговор, не отсеиваются такие участники торгов? (Фарида Сабитова).
- Вероятно, бывают торги, где участвуют лишь две фирмы. Но вся электронная система настроена так, чтобы привлечь как можно больше претендентов на госзаказ. И только приветствуется, если вы или ваши знакомые пожелают заняться бизнесом, в частности, перепродажей офисной бумаги, которая в Татарстане не производится. Сегодня доступны все виды торгов, информация о них публикуется, то есть прозрачна. Но почему-то мало наших налогоплательщиков-предпринимателей участвуют в них.
- Вы несколько уходите от сути вопроса. У меня нет никакого коммерческого интереса к данному бизнесу. Дело в том, что названные мной фирмы имеют один и тот же юридический адрес и один номер телефона.
- Но это не запрещено законодательством.
- Однако, на мой взгляд, в подобных случаях создается иллюзия конкуренции.
- Вот как. Тогда объясните, почему заявились только два предприятия, отчего же другие дремали?
- Я ради интереса позвонила в одну из аналогичных компаний, где мне ответили, что доступа на торги нет. Что придираются к оформлению заявок, мол, не хватает то одних документов, то других. И что государственный заказ - это большой куш, к которому мелкие фирмы не допускаются...
- Будьте добры, чтобы не быть голословной, подскажите мне название этого предприятия и дайте его номер телефона. Я в свою очередь позвоню туда и уточню, по каким конкретно причинам эта фирма не участвовала в торгах... Не хотите - это ваше дело. В любом случае вы предоставили интересную информацию, которую мы обязательно проанализируем.
БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ – НА ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ
- При формировании бюджета республики министерства и ведомства стараются выбить у депутатов как можно больше денег. Отслеживает ли кто-то, как расходуются эти средства? Например, я заметила, как тратит деньги наше министерство по делам молодежи, спорту и туризму. Допустим, в текущем году оно организовало уроки Универсиады. Студенты пяти вузов встретились с воспитанниками детского дома и реабилитационного центра для детей с девиантным поведением и рассказали им, что такое Всемирные студенческие игры. На эту одноразовую пиар-кампанию было выделено 500 тысяч рублей, причем 229 тысяч из них потрачено на воздушные шарики. И на это уходят бюджетные деньги! Ясно, что воздушные шарики никак не могут помочь детям с девиантным поведением. (Гамира Юсупова, Альметьевск).
- В татарстанской электронной информационной системе все госзаказчики, муниципалитеты, в общем, бюджетополучатели, обязаны публиковать сведения о государственных закупках, оцениваемых от нуля рублей и выше (с 9 декабря прошлого года это коснулось госзаказчиков, с 1 сентября текущего года - и муниципалитетов). Называется данный ресурс единым каталогом сделок. Для чего это делается? Как раз для того, чтобы вы могли открыть сайт, найти, допустим, конкретный детский сад или школу, где учится ваш ребенок, больницу, в которой лежит ваш родственник, и посмотреть, какой товар, у кого и по какой цене покупают эти учреждения. А дальше наступает ваш черед, как человека, проживающего в гражданском обществе, обращать внимание на определенные несоответствия и возмущаться по этому поводу.
Ваша позиция понятна, но возмущения - не по адресу: я не руковожу министерством по делам молодежи или контролирующим органом. Наша задача - обеспечить гласность и прозрачность госзакупок, довести до каждого гражданина информацию о расходовании бюджетных средств.
ГОТОВИМСЯ К ТОРГАМ
- Руководители различных уровней периодически упоминают о двух электронных площадках - татарстанской и федеральной. Почему их две, чем они отличаются? (Альбина Робертовна Сагдеева).
- В Татарстане электронные торги начали проводиться еще в 2004 году, то есть задолго до принятия 94-го закона, который вступил в силу в 2006 году. И в связи с тем, что в нашей республике уже была такая практика, в этом законе появилась 41-я статья "Об электронных торгах". Но так как с тех пор прошло достаточно много времени, технологии в данной сфере изменились, поэтому в этот документ была введена новая глава, предусматривающая другую форму проведения электронных торгов.
С 1 июля нынешнего года началась реализация всероссийского проекта по централизованному размещению заказов для федеральных нужд. Распоряжением премьер-министра России Владимира Путина для решения этой задачи были отобраны всего три пилотных оператора, которые наилучшим образом себя зарекомендовали: Агентство по госзаказу Татарстана, единая электронная торговая площадка Москвы и автоматизированная система торгов Сбербанка. Заметьте, татарстанская площадка в премьерском распоряжении фигурирует на первом месте.
- Что ж, за республику рада.
- Согласно законодательству до 1 июля 2010 года действительны две формы торгов (по старой 41-й статье и по новой главе). Для республиканских и муниципальных бюджетных денег пока действует первая форма. В нынешнем декабре на федеральном уровне должен состояться конкурсный отбор электронных площадок - планируется, что их будет всего пять на всю Россию. И на них будут проходить торги уже и для федеральных, региональных и муниципальных нужд. Сейчас в регионах серьезно готовятся к участию в данном состязании. Конечно, и мы тоже. Надеемся на победу. В противном случае наши торги будут проходить где-нибудь, к примеру, в Новосибирске или Владивостоке.
- На ваш взгляд, какие у нас шансы?
- Не будем загадывать наперед...
ПО КАКОЙ ЦЕНЕ ШЛИ ТРУБЫ, ЛИФТЫ
- О татарстанской электронной товарно-информационной системе в прессе упоминается довольно часто. Мол, она направлена на поддержку татарстанского товаропроизводителя, на развитие импортозамещения силами наших производственников, определение ниш для малого бизнеса. Все это замечательно. А что может заинтересовать в ЭТИС обычного обывателя? (Раис Ахатович Валеев, Казань)
- Мы научились создавать различные интересные для граждан схемы. В частности, на сайте размещается информация о приобретаемых материалах и оборудовании для капитального ремонта многоквартирных жилых домов, проводимого в рамках реализации Федерального закона №185 "О Фонде содействия реформированию ЖКХ". И любой гражданин может поинтересоваться, по какой цене закупались трубы, лифты и прочее для ремонта его дома. Прозрачны и закупки для Государственного жилищного фонда, который строит жилье по социальной ипотеке. Кроме того, каждый желающий может увидеть на сайте, из чего складываются те 22 тысячи рублей за квадратный метр, в которые оценивается такое жилье.
Сейчас запускаем дополнительный ресурс по дорогам - ремонт и строительство дорог также будут учитываться в ЭТИС. В декабре планируем ввести так называемые закупки второй руки - это приобретение той продукции, которая нужна компании, выигравшей контракт с госзаказчиком, для выполнения этого задания. Например, предприятие получило контракт на строительство дома. У кого оно будет приобретать трубы, кирпич, рубероид, сантехнику и так далее? Это решится через ЭТИС путем сравнения цен на товар и его качества у разных поставщиков. То есть через "закупки второй руки".
Когда завершим эту работу, будем презентовать ее на федеральном уровне и добиваться того, чтобы в ЭТИС вошли тарифообразующие предприятия. Тогда появится возможность узнать, из чего складываются цены на свет, газ, тепло.
НУЖНА ПРОЗРАЧНАЯ СХЕМА ДЛЯ СОЦИПОТЕКИ
- Хотелось бы верить, что это произойдет. А можно ли создать такую электронную площадку, где бы по прозрачной схеме продавалось жилье по соципотеке?
- У нас технически уже готовы площадки по реализации земли, сырья, имущества. И жилье, строящееся по социальной ипотеке, также можно продавать на электронных торгах. По поручению президента Татарстана Минтимера Шаймиева мы такой ресурс разрабатываем. Но подобный "магазин" необходимо отчасти закрыть, а именно: сделать так, чтобы жилье продавалось среди тех, кто в нем действительно нуждается. Если мы "выпустим" ипотечные квадратные метры на открытый рынок, то их смогут приобрести любые заезжие торговцы. А нужно, чтобы торги проходили только среди участников программы социального ипотечного кредитования...