Представители стройотрасли РФ приветствуют возможную отмену закона о техрегулировании
Представители стройотрасли РФ приветствуют возможную отмену закона о техрегулировании
Возможная отмена закона о техническом регулировании может благотворно сказаться на состоянии технических нормативных актов в строительной отрасли России, поскольку заставит и власть, и строительное сообщество задуматься над модернизацией конкретного массива технорм, на основе которых осуществляется строительство, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.
Накануне, 24 ноября, президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что поручит правительству страны рассмотреть вопрос об отказе от закона по техническому регулированию, поскольку тот "не работает".
Получилось как всегда
По мнению заместителя руководителя аппарата Национального объединения СРО строителей, председателя технического комитета "ТК 465 "Строительство" при Ростехрегулировании Ларисы Бариновой, "строительная общественность уже очень давно ждала таких решений".
"Уже на стадии обсуждения закона строительное сообщество открыто заявляло, что закон работать не будет. Об этом говорили машиностроители, приборостроители и другие", - подчеркивает она.
Как указывает собеседница РИА Новости, изначально "цели были правильные, но пути реализации были выбраны неверные".
"Надо было не разваливать всю старую систему - она считалась самой лучшей в мире! - а постепенно реформировать. На изменение системы технического регулирования в Европе ушло 35 лет! А мы хотели сделать это за семь, в результате развалили ее", - отмечает Баринова.
Техрегламент без норм ничто
С тем, что ситуация в техрегулировании строительства в РФ соответствует выражению "хотели как лучше, а получилось как всегда", согласен и эксперт Российского союза строителей, руководитель рабочей группы по проектированию, инженерным изысканиям и экспертизе Шота Гордезиани.
"Мы больше потеряли из-за закона о техническом регулировании, чем приобрели. На основании этого закона Минюст России одним махом отменил действие всех СНиПов, ГОСТов, и мы практически остались без нормативной базы. А над техническими регламентами работать никто не спешит", - утверждает он.
В свою очередь первый проректор Государственной академии строительства и ЖКХ России, главный советник президента Ассоциации строителей России Александр Герасимов напоминает, что два первоочередных техрегламента для строительства в РФ - о безопасности зданий и о безопасности строительных материалов - приняты пока Госдумой РФ лишь в первом чтении.
Между тем, подчеркивает Гордезиани, технический регламент определяет только требования к зданиям - то, что должно быть выполнено. А как это выполнить, устанавливается в технических нормах, которые должны быть приняты вслед за регламентом, поясняет специалист.
"Проектировать можно только по СНиПу. Вот такой пример: СНиПы нагрузки и воздействия: технический регламент требует, чтобы здание было устойчивое, надежное, воспринимало нагрузки. А как рассчитать все это? Рассчитывается это по СНиПу", - говорит он.
По оценкам Герасимова, только сводов правил, относящихся непосредственно к безопасности зданий, в России нужно принять до 100.
"А вообще в РФ сейчас действует 34 тысячи документов, связанных со строительством, но многие из них устарели, ведь теми же СНиПами никто не занимался лет 10", - отмечает он.
Казнить нельзя помиловать
Гордезиани считает, что техрегламенты либо вообще не нужны в стройотрасли, либо они должны существовать параллельно со СНиПами.
"Если кому-то хочется ради моды менять технические регламенты, то они должны параллельно действовать со СНиПами. Я думаю, что в скором времени, поскольку эти вопросы рассматриваются на очень высоком уровне, будет принято решение, что СНиПы как были законами, так и будут", - предполагает он.
А вот Герасимов полагает, что концептуально вопрос о необходимости техрегламентов был поставлен очень правильно, поскольку в эту идею заложен механизм постоянного обновления технической базы строительства.
"Если никто ничего не делает, то это не значит, что идея плохая. К тому же в рамках техрегулирования можно гармонизировать технические нормы РФ с общемировыми стандартами, что облегчит работу и зарубежных инвесторов у нас в стране, и наших строителей за границей", - уточняет он.
По его мнению, сегодня нужно понять, кто конкретно будет отвечать за технические нормы в строительстве - Ростехрегулирование или Минрегион, выделить средства на разработку необходимых сводов правил в развитие техрегламентов и утвердить точный график этой работы.
"При серьезной, интенсивной работе можно справиться с задачей создания самых необходимых технических норм за три-четыре года, как это сделали Беларусь, Украина, Казахстан", - заключает эксперт.