Безопасность зданий окажется в 2010 году под угрозой из-за закона о техрегулировании
Безопасность зданий окажется в 2010 году под угрозой из-за закона о техрегулировании
Безопасность строительства в РФ может оказаться под угрозой в 2010 году из-за окончания переходного периода действия федерального закона о техническом регулировании, говорится в аналитической записке Ассоциации строителей России (АСР).
«В январе 2010 года, по окончании предусмотренного федеральным законом о техрегулировании переходного периода, все обязательные требования к продукции и процессам производства, в отношении которых технические регламенты не будут приняты, прекратят свое действие», — напоминается в записке.
В ней также поясняется, что, по закону о техрегулировании, строительная деятельность в России должна регулироваться техническими регламентами, обязательными к исполнению, и национальными стандартами и сводами правил, выполнение которых является добровольным.
При этом, как утверждают эксперты АСР, в разработанных к настоящему моменту техрегламентах — о безопасности зданий и о безопасности строительных материалов — содержатся лишь общие формулировки требований к безопасности процесса строительства.
Конкретные же характеристики и показатели устанавливаются национальными стандартами и сводами правил, которые не являются обязательными, подчеркивается в материалах ассоциации.
Более того, указывается в них, пока приказом Минрегиона РФ утвержден в актуализированной редакции лишь СНиП «Общественные здания и сооружения».
Оба же техрегламента приняты Госдумой только в первом чтении, а ряд необходимых сводов правил обсуждаются в экспертной комиссии Минрегиона, добавляют в АСР, подчеркивая, что «строительный комплекс России рискует оказаться в условиях отсутствия достаточной правовой основы для осуществления своей профессиональной деятельности».
В связи с этим, обращается внимание в аналитической записке АСР, со следующего года безопасность стройобъектов в России не может быть гарантирована исполнением норм техрегламентов.
«Особую тревогу вызывает безопасность строительства высотных зданий, крупных торговых и развлекательных центров, иных технически сложных и уникальных объектов, прежде всего публичного назначения. Отсутствие детального регулирования требований безопасности при их проектировании и строительстве может привести к самым тяжким последствиям», — предупреждают специалисты ассоциации.
В АСР указывают, что во многих странах с гибкой системой стандартизации в сфере технического регулирования, например, в Германии и Японии, стандарты, по общему правилу, представляют собой документы добровольного применения, но для наиболее опасных сфер промышленности сделано исключение, и документы добровольного применения в них приобретают обязательный характер.
«Представляется, что такой подход может быть реализован и в России, поскольку не нуждается в пересмотре концепции реформы технического регулирования в целом и способен решить целый комплекс проблем по обеспечению безопасности в ключевых сферах российской промышленности», — отмечают эксперты АСР, констатируя необходимость изменения законодательства РФ о техрегулировании.
Реформа технического регулирования была задумана, чтобы освободить бизнес от излишнего вмешательства государственных контролирующих органов. Закон «О техническом регулировании», принятый в 2003 году, предусматривает, что все требования государства к бизнесу должны касаться только безопасности продукции и производственных процессов и должны быть утверждены в форме федеральных законов — технических регламентов.
Предполагалось, что к 2010 году парламент примет от 450 до 700 федеральных технических регламентов, которые полностью заменят старую систему ГОСТов, отраслевых норм и правил. Однако подготовка проектов технических регламентов затормозилась.
Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится 22 техрегламента.
24 ноября президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что поручит правительству страны рассмотреть вопрос об отказе от закона по техническому регулированию, поскольку тот «не работает».