Известно, что с 1 января на строительном рынке России ожидаются серьезные изменения правил игры. Вместо лицензий компаниям потребуется вступать в некоммерческие саморегулируемые организации (СРО) и получать в них специальные допуски.
Для участников строительного рынка внедрение в практику системы саморегулирования влечет заметно больше минусов, чем плюсов. Кроме высокого финансового порога (взносы в СРО) предприниматели в рамках новой системы несут чрезмерные юридические и финансовые риски.
В пользу больших
Для государства новая система удобна. Конечно, государству гораздо легче и проще контролировать несколько десятков или пусть даже сотен СРО, чем сотни тысяч отдельных строительных компаний. Государство сохраняет за собой контроль над деятельностью СРО, которые, в свою очередь, должны контролировать своих членов.
Главное оружие в руках государства в новой системе — исключение провинившейся СРО из госреестра. Однако в этом случае все ее члены потеряют доступ к рынку, в том числе и добросовестные организации. Государство, наказывая виновных, накажет и невиновных. Зато внедрение этой системы саморегулирования позволяет государству рассчитывать на решение проблемы строительных фирм-однодневок, которые использовались недобросовестными компаниями для махинаций.
Размножению фирм-однодневок способствовал низкий порог их доступа на строительный рынок. Было достаточно учредить и зарегистрировать ООО с уставным капиталом в 10000 руб. и получить строительную лицензию. Фирма занималась строительством только на бумаге. Теперь, чтобы такая фирма-однодневка смогла получить доступ на рынок, необходимо потратиться на вступительные и иные взносы в СРО.
Государство стремится защитить строительную отрасль от недобросовестных предпринимателей высокими финансовыми барьерами. Но этот порог отсекает от строительного бизнеса значительную долю реально работавших малых предпринимателей. Это не слишком удачно соотносится с пропагандой поддержки малого предпринимательства в России.
Логика реформаторов, видимо, заключается в том, что доступ к строительному бизнесу, связанному с капитальными вложениями и безопасностью для жизни и здоровья людей, должны иметь наиболее устойчивые предприятия.
Таким образом, реформа усиливает конкурентные позиции крупных и средних компаний. Вектор новой системы направлен на укрупнение строительного бизнеса, доминирование больших строительных холдингов, слияние и поглощение малых и средних предприятий.
Эта система значительно усиливает гарантии граждан и юридических лиц в вопросе качества строительства. Если компания, выполнив работу некачественно, откажется или уклонится от возмещения вреда, граждане и юрлица вправе предъявлять требования к СРО, в которую входит производитель работ. Выплаты будут осуществляться за счет средств компенсационного фонда.
Опасности СРО
По правилам новой системы бизнес может быть приостановлен при отсутствии вины предпринимателя. Тот может исправно платить взносы, качественно выполнять строительные работы, но при этом из-за действий или бездействия СРО или других ее членов она может быть исключена из государственного реестра. И бизнесмен утратит доступ на строительный рынок до тех пор, пока не вступит в другую СРО. При этом ему придется снова платить вступительные взносы, поскольку прежние согласно внедряемой концепции возврату не подлежат.
В результате реформы юридическая стабильность строительного бизнеса снижается не только для собственников этого бизнеса, но и для их деловых партнеров. Многим предприятиям придется пересматривать схему реализации уже существующих строительных проектов, поскольку либо они сами, либо их партнеры могут после 1января 2010 г. утратить доступ к рынку. Выбирая партнера для участия в строительном проекте, придется не только анализировать его репутацию, финансовое положение и хозяйственную историю, но и оценивать устойчивость и легитимность СРО, членом которой он является.
Ресурсы предпринимателей могут отвлекаться на урегулирование возможных споров и конфликтных ситуаций со СРО. Потенциальные конфликты возможны по вопросам включения (исключения) в члены СРО, а также по порядку и размерам оплаты дополнительных взносов в компенсационный фонд.
Тонущая лодка
В рамках новой системы за счет компенсационного фонда могут погашаться денежные требования потребителей строительных работ, выполняемых членами СРО. Для сохранения статуса СРО требуется постоянно поддерживать минимально необходимый размер компенсационного фонда, который формируется за счет вступительных взносов членов СРО.
Если за счет средств компенсационного фонда будут удовлетворяться требования потребителей, то членам СРО потребуется внести дополнительные взносы в фонд. Их размеры будут определяться в каждом конкретном случае индивидуально. Таким образом, расходы на участие в СРО могут быть значительно выше запланированных.
Если кто-то из членов СРО откажется или будет уклоняться от внесения дополнительных взносов, СРО может утратить свой статус. Это лодка, из которой нужно постоянно вычерпывать воду, или она утонет.
Чем более качественно выполняют работы все члены СРО, тем меньше риск необходимости внесения допвзносов в компенсационный фонд. Но вероятность того, что все компании будут образцово заниматься строительным бизнесом, исходя из российской практики ничтожно мала. От так называемых паршивых овец ни СРО, ни их добросовестные члены не застрахованы.
Отвечать за проступки другого — принцип, противный гражданскому праву, за исключением случая с ответственностью родителей за поступки их несовершеннолетних детей. А если этих «других» не менее 99 (из 100 — таково минимальное количество членов СРО согласно закону), то такая ответственность может стать фатальной для бизнеса.
Внедряемая система саморегулирования более выгодна строительным организациям крупных городов и наиболее развитых регионов. Там, где велика строительная активность. Компании могут вступать в многочисленные местные СРО. В менее крупных городах, а также менее развитых регионах может возникнуть проблема с наличием местных СРО. И местные предприниматели будут вынуждены вступать в СРО в других городах или регионах, что осложнит их деятельность, снизит конкурентоспособность бизнеса за счет дополнительных расходов.
Новая система также увеличивает издержки и риски тех предприятий, которые выполняют полный цикл работ (строительные, проектные и изыскательские). Законодатель установил, что строители, проектировщики и изыскатели обязаны создавать отдельные независимые друг от друга СРО. Таким образом, предприятие, выполняющее проектные, изыскательские и строительные работы, обязано состоять в трех различных СРО и нести издержки и риски в тройном размере.
Уже в самое ближайшее время возможен определенный дефицит производителей в сфере изыскательских работ. По некоторым данным, на всю Россию пока зарегистрировано всего лишь несколько таких СРО.
Из немногих плюсов новой системы для предпринимателей следует отметить возможность беспрепятственного выполнения строительных работ, не влияющих на безопасность объекта строительства, — после 1 января 2010 г. не потребуется лицензий или специальных допусков.
Для крупных и средних компаний реформа также может принести пользу, так как за счет ухода с рынка малых предприятий они могут претендовать на высвобождаемую долю строительного рынка.
Строить будут меньше
Фактически с 1 января мы будем наблюдать реструктуризацию строительной отрасли. Ожидается увеличение количества сделок по слиянию или поглощению строительных предприятий. Возможны задержки с реализацией многих проектов. На рынке труда в ближайшее время вероятен некоторый рост безработицы по всему спектру строительных специальностей. Внедрение новой системы, по всей видимости, приведет к существенному сокращению общего количества строительных организаций.
Вполне понятно, что в таких условиях ожидать каких-то больших строительных объемов не приходится. По всей видимости, мы увидим значительное сокращение объемов строительного производства в среднесрочной перспективе.
Василий Шарапов
Источник: www.vedomosti.ru