Перейдя на саморегулирование, строительная отрасль вступила в эпоху перемен. В ближайшее время Россия должна получить новую техническую документацию, привести ее в соответствие с европейскими нормами и повысить энергоэффективность сдаваемых объектов. Ответственный за эту работу уже назначен: обновлять строительный рынок будут саморегулируемые организации. О первых шагах на этом поприще рассказывает директор СРО «Альянс строителей» Татьяна Шалина.
- Татьяна, кто будет координировать работу по актуализации и созданию новой нормативно-технической базы в стране? Ведь уже сейчас в России зарегистрировано 172 строительные, 113 проектных и 19 изыскательских СРО.
- Обновление технической базы очень кропотливая, многоплановая и дорогостоящая работа. Создание одного технического регламента, который необходим строительному сообществу как воздух, обходится примерно в 2 млн руб. Без опытных специалистов, поддержки государства и регулярного финансирования ничего не получится. Однако власти не выделяют достаточного количества средств для этого. Поэтому разработка техрегламентов, по всей видимости, полностью ляжет на плечи национальных объединений СРО в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях.
- Какова их роль в данном процессе?
- В рамках подобных объединений профессиональное сообщество сможет координировать разработку нормативно-технической базы и функционирование стройотрасли в целом. Пока что она фактически находится в правовом вакууме. Хотя к концу года работа в этом направлении несколько активизировалась. 23 декабря Госдума приняла во втором и третьем чтениях поправки в закон «О техническом регулировании», которые разрешают использование в России техрегламентов других стран, входящих в Евросоюз или Таможенный союз (Белоруссия и Казахстан). Теперь в России несколько режимов техрегулирования. Если у нас не будет принят техрегламент в какой-либо сфере, правительство России будет иметь право ввести в качестве альтернативы требования техрегламентов стран Таможенного союза, а также норм и правил ЕС. Предполагается также, что тот или иной иностранный стандарт регулирования может быть зарегистрирован в России. Для этого необходимо, чтобы он позволял соблюдать требования российского техрегламента.
25 декабря технический регламент о безопасности зданий и сооружений наконец-то был одобрен Советом Федерации. Однако он вступит в силу лишь по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
- Почему так получилось?
- В 2002 году закон «О техническом регулировании» перевел все существовавшие к тому моменту технические документы в разряд добровольного применения. Им на смену должны были прийти технические регламенты, которые утверждаются в форме закона и обязательны к применению. Для того чтобы отдельно взятый регламент заработал, под него нужно принять еще несколько сотен подзаконных актов. Только в этом случае будет создана действительно работающая система технической документации. Очевидно, что такая работа мало кому по силам. Между тем 1 июля 2010 года прекратит существование система советских стандартов - ГОСТ. Предполагалось, что ГОСТ будут заменяться отечественными техрегламентами, однако за семь лет одобрены были всего 11 регламентов, тогда как принять нужно было около 600.
К июлю месяцу должны быть разработаны и приняты все необходимые документы. Однако сделано не так уж много, совершенно недостаточно для полноценной работы в условиях техрегулирования. В связи с этим представители госвласти все чаще предлагают вывести строительную отрасль из сферы действия закона «О техническом регулировании» или же вовсе отменить данный закон. Иначе профессиональное сообщество будет вынуждено признать, что за семь лет после развала старой нормативно-технической базы, которую большинство экспертов считали лучшей в мире, подходящей замены ей так и не создали.
Сегодня в России существует свыше 30 тысяч нормативных документов в сфере строительства, многие из них давно устарели и требуют переработки. Сейчас эта задача возложена на строительное сообщество. Национальные объединения СРО смогут обеспечить ее выполнение при помощи квалифицированных кадров и соответствующего финансирования.
- Кто финансирует деятельность нацобъединений?
- Их бюджет формируется исключительно за счет взносов саморегулируемых организаций.
- Как ваше партнерство участвует в работе нацобъединения СРО строителей?
- Специалисты СРО «Альянс строителей» являются членами нескольких рабочих групп, перед которыми стоит задача актуализации существующей нормативно-технической базы, а также разработки новых стандартов и правил деятельности. В апреле этого года состоится второй общероссийский съезд нацобъединения, на котором будут подведены первые итоги проделанной в этом направлении работы.
- Если компания вступила в одну СРО, а потом решила перейти в другую по той или иной причине, возможно ли это и каковы последствия?
- Да, возможно. Но главным вопросом для большинства членов СРО в таком случае станет финансовый аспект перехода. В соответствии с законодательством после регистрации некоммерческого партнерства (НП) в реестре Ростехнадзора и присвоения ему статуса саморегулируемой организации никакие взносы, в том числе в компенсационный фонд, члену этого СРО уже не вернут. Даже если компания решит стать членом другой организации. Потребовать обратно свой взнос в компенсационный фонд член может только до тех пор, пока НП не стало СРО. Поэтому не думаю, что «перебежчиков» будет много.
- Как не ошибиться и сделать правильный выбор СРО?
- Нужно подойти к выбору серьезно и осознанно. Вступая в СРО или пока еще в НП, вы заключаете своего рода «долговременный контракт». Это отношения не на день и даже не на год. На мой взгляд, обоснованный переход из одной СРО в другую возможен лишь в том случае, если компания решила выйти из общестроительной и вступить в специализированную саморегулируемую организацию, например железнодорожных строителей или газовщиков.
- Как складываются отношения с властями? В начале года были проблемы при взаимодействии с ними на региональном уровне. Что изменилось?
- Действительно, раньше при поездках в регионы нам часто задавали вопросы и жаловались участники региональных рынков. Основные претензии были связаны с политикой местных властей или крупных заказчиков, которые «настоятельно рекомендуют» компаниям вступать в конкретное НП. Тогда, в начале года, зарегистрированных СРО было мало, партнерства еще только формировались. Большинство подобных случаев связано именно с этим фактом. Но сейчас выбор саморегулируемых организаций уже достаточно велик. Зарегистрированные СРО покрывают 90% территории России. Сформированы несколько крупных федеральных СРО с центром в Москве, чьи представительства есть во многих регионах страны. Почти в каждом субъекте РФ созданы свои собственные СРО. С уверенностью можно сказать, что «добровольно-принудительный» порядок вступления в СРО остался в прошлом.
- А принцип регионализма действует? Где работаешь, там и вступаешь в СРО?
- Считаю, что компаниям, которые работают по всей стране, удобнее вступать в межрегиональные саморегулируемые организации. Оптимальный вариант, если штаб-квартира такой СРО будет расположена в том же регионе, где находится и головной офис компании. Фирмам, функционирующим в пределах одного субъекта РФ, разумнее вступать в местную саморегулируемую организацию.
- Каковы последние «новости с полей»? Сейчас активно обсуждается сокращение перечня видов работ, утвержденного приказом Минрегиона №274. В чем суть и что изменится, если перечень «оптимизируют»?
- Перед самым Новым годом, 30 декабря, Минрегион России в приказе №624 утвердил в новой редакции Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В документе количество видов работ в строительстве существенно сокращено: некоторые виды были вычеркнуты, другие объединены. Были добавлены и новые виды работ, для осуществления которых необходимо вступать в СРО. Но приказу предстоит еще пройти регистрацию в Минюсте. Пока что стройотрасль продолжает работать по приказу того же Минрегиона №274 от 9 декабря 2008 года.
Немногим ранее, 22 декабря прошлого года, Минюст зарегистрировал приказ того же Минрегиона №480 от 21 октября 2009 года. Он обязал строительные организации получать свидетельство о допуске на возведение объектов, проектная документация которых не требует государственной экспертизы (ч.2 ст.49 ГрК РФ). Теперь необходимо получать свидетельство о допуске, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более трех, предназначенные для проживания не более двух семей). Он добавил два новых вида работ в разделе «Виды работ по подготовке проектной документации» и три вида в разделе «Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту». Пока мы идем действительно по пути оптимизации: одни виды работ вычеркиваются из перечня, а другие добавляются. Главное, чтобы сокращение не стало бездумным и поспешным.
Источник: www.m-2.ru