Ильдар Халиков: «Если не поддержим КАМАЗ, без работы останутся еще 10 тысяч человек».
Ильдар Халиков: «Если не поддержим КАМАЗ, без работы останутся еще 10 тысяч человек».
МЭР ЧЕЛНОВ ЗАЩИЩАЕТ АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОЕКТЫ ПЕРЕД ФЕДЕРАЛЬНЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ И ПРОСИТ ДЕСЯТКИ МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ НА ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СТАТУСА МОНОГОРОДА
В Набережных Челнах побывала группа московских экспертов по проблемам моногородов. В ее составе были представители Внешэкономбанка и федеральных министерств - минздравсоцразвития и минрегионразвития. Мэр Ильдар Халиков представил им комплексный инвестиционный план модернизации экономики города. Речь идет о нескольких десятках (!) миллиардов рублей и более чем 11 тысячах новых рабочих мест. По поводу плана разгорелась дискуссия, очевидцем которой стал корреспондент "БИЗНЕС Оnline".
КАК УЙТИ ОТ СТАТУСА МОНОГОРОДА
Официально мероприятие в Челнах назвалось так: выездное заседание членов рабочей группы по модернизации моногородов при правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики. Председательствовали на нем первый заместителя премьер-министра РТ Равиль Муратов и зам.председателя Внешэкономбанка Ирина Макиева.
Для Челнов мероприятие имело сверхважный характер – фактически это была еще одна акция руководства Автограда, направленная на привлечение внимания к тем колоссальным проблемам, которые возникли в Челнах в кризис.
Всего мэр Челнов Ильдар Халиков представил проекты по шести направлениям. Темой для дискуссии стали проекты градообразующего предприятия – ОАО "КАМАЗ". В случае, если будут предоставлены инвестиции в размере 13 млрд. рублей, на автогиганте готовы освоить производство кабин нового поколения, наладить производство большегрузов с двигателем Евро-4, сельскохозяйственной и строительной техники CNH-KAMAZ и другой продукции. Задача, которую ставят перед собой руководство КАМАЗа и градоначальники – сохранить имеющиеся на предприятии рабочие места. Однако замминистра здравоохранения и социального развития РФ Максим Топилин подчеркнул, что цель программы – ликвидировать зависимость от градообразующих предприятий, и о финансировании КАМАЗа в данном случае не может идти речи.
- Если мы сегодня не поддержим КАМАЗ, завтра к 15-тысячной армии безработных добавятся еще 10 тысяч человек! – возразил Халиков. – Я не знаю, насколько это плохо для России, но для Челнов – смерть!
- Государство не готово терпеть издержки по заработной плате коммерческого предприятия, - ответил господин Топилин. – Мы готовы работать на перспективу. Нужно уходить от статуса моногорода.
ГДЕ ВЗЯТЬ МИЛЛИАРДЫ?
Халиков рассказал и о некоторых других новых проектах – их отнесли к категории "государственно-частного партнерства". Например, руководство города считает, что в Челнах необходимо построить завод по производству высококачественного листового стекла.
Также в Челнах готовы организовать индустриальный парк строительных материалов и технологий, комбинат заморженных пищевых продуктов "Здоровье нации", логистический центр "Круглое поле" и производство автомобильных щелочных аккумуляторов повышенной мощности. По планам мэрии, для реализации этих проектов необходимо привлечь средства из трех источников – инвестиционного финансового фонда, Внешэкономбанка и собственного капитала бизнесменов. На это все необходимо почти 14 млрд. рублей.
Уже на данном этапе понятно, что не все проекты получат финансирование: одни – потому что очень дорогие, другие, напротив, - дешевые. Последние не могут рассчитывать на поддержку потому, что их стоимость не превышает двух миллиардов рублей, а это противоречит условиям программы.
- Но в Челнах сейчас мало инвесторов, которые готовы финансировать 30 процентов проекта, если даже это 500 миллионов рублей, - отметил Халиков. - И мы должны понимать, что аналогичная ситуация сложилась не только в нашем городе.
"ЗАКРОЙТЕ КАМАЗ И ЧЕЛНЫ ПЕРЕСТАНУТ БЫТЬ МОНОГОРОДОМ"
Всего российское правительство готово обсуждать сумму в 20 млрд. рублей – причем для всех 27 моногородов. Половина из этих средств находятся в обороте инвестиционного финансового фонда, половина – Внешэкономбанка. Моногорода же запрашивают сумму в десятки (если не в сотни) раз больше. Сколько хотят челнинцы (а кроме вышеперечисленного есть еще несколько проектов по развитию социальной инфраструктуры, реформированию ЖКХ и т.д.) – не раскрывается. Но об общем порядке цифр позволяет судить размер запрашиваемых инвестиций в КАМАЗ и перечисленные Халиковым проекты – свыше 28 млрд. рублей.
В это же время, например, власти Елабуги заявляют, что на модернизацию города им необходимо более 50 млрд. рублей. Стоит отметить, что Елабуга не вошла в список моногородов, которые могут рассчитывать на поддержку. Тем не менее, во вчерашнем совещании в Челнах приняли участие и руководители этого города. Таким образом Елабуга готовится к участию в федеральных программах 2011 года. Елабужский мэр Ильшат Гафуров ревностно высказался в адрес Набережных Челнов:
- Как избавиться Челнам от статуса моногорода? Закройте КАМАЗ, и он перестанет быть таковым. А поддержка свободно-экономической зоны "Алабуга" положительно скажется не только на нас, но и на Челнах в том числе…
ЧЕЛНЫ ВОШЛИ В ТРОЙКУ
Сегодня первые лица Челнов весь день проведут в Москве – вместе с чиновниками федерального правительства они будут корректировать программу. И возможно, найдут выход из ситуации относительно КАМАЗа. В любом случае, как отметила Макиева, которая также является руководителем рабочей группы по модернизации моногородов, Челнам однозначно будет оказана хорошая финансовая поддержка.
- На сегодня из 27 городов выделены особой строкой три города: в приоритете - Нижний Тагил, Тольятти и Набережные Челны. Однозначно мы будем помогать Челнам. Мы проехали по нескольким предприятиям города и увидели: что можно добавить в программу, а что поменять с точки зрения финансирования, чтобы для города это было более выгодно, – сообщила Макиева. - Задача нашей группы – выявить и найти уникальные проекты, сформировать комплексный план. Ключевой вопрос – это баланс трудовых ресурсов.
После всех правок и корректировки рабочая группа вынесет проект модернизации экономики Набережных Челнов на правительственную комиссию, которую возглавляет Игорь Шувалов. И только потом станет известно, на какие средства может рассчитывать автоград.
Светлана Гурьянова.
Источник: www.business-gazeta.ru