Интервью с Сергеем Кривозерцевым, управляющим директором компании EcoStandard.
Интервью с Сергеем Кривозерцевым, управляющим директором компании EcoStandard.
Интервью с Сергеем Кривозерцевым, управляющим директором компании EcoStandard
– Расскажите немного о компании. Как возникла идея экологической сертификации строительной продукции?
– Компания EcoStandard была создана в 1997 году на базе естественных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова. Это независимая организация, но мы тесно сотрудничаем и с МГУ, и с Академией наук, и с другими научными центрами.
Мы предоставляем широкий спектр экологических услуг: консалтинг промышленности, объектов инфраструктуры, офисных зданий, жилых помещений и т.д.
Идея сертификации пришла примерно три с половиной года назад, причем изначально не на рынке строительных материалов, а загородной недвижимости. У нас есть проект маркировки для экологически безопасных коттеджных поселков «Ecovillage». Он развивается и полноценно функционирует три года, в нем приняло участие более 30 известных коттеджных комплексов.
Проект по строительным и отделочным материалам, на наш взгляд, востребован еще больше, чем Ecovillage. Потому что проблем здесь много. Уже два года к нам поступает большое количество вопросов о том, какой строительный материал выбрать, но так как мы не имеем возможность делать проверку всей продукции, представленной на рынке (сложно и дорого), возникла идея создать стандарт для материалов, которые соответствуют современным международным нормативам в области экологической безопасности и охраны окружающей среды.
– Что означает знак EcoMaterial и зачем он нужен?
– На российском рынке строительных материалов (в том числе и на рынке теплоизоляции) присутствует значительное количество некачественной и контрафактной продукции, применение которой при отделке или строительстве может нанести значительный вред здоровью человека. В первую очередь это касается детей и людей с пониженным иммунитетом.
Данная ситуация сложилась из-за недостаточно четкого механизма государственного надзора и контроля качества на рынке строительных товаров. Маркировка EcoMaterial – прозрачная процедура оценки безопасности и экологичности строительного или отделочного материала. Знак EcoMaterial является дополнительной гарантией безопасности продукции для покупателя. Наш стандарт в среднем на 30% строже, чем государственный норматив, кроме того, в нем оценивается большое количество дополнительных параметров.
– Когда был выдан первый сертификат?
– Проект фактически на первом этапе. Первой компанией, получившей сертификат Ecomaterial, стала ROCKWOOL (теплоизоляция из каменной ваты). В настоящее время еще три производителя (краски и сухие смеси) проходят сертификацию. Экспертизами и анализами строительных материалов мы занимаемся давно – порядка десяти лет. Сотни материалов мы проверили по запросам людей и строительных компаний.
– Сложно ли получить экологический знак на строительную продукцию?
– Маркировку EcoMaterial получить не трудно, если продукция и производство соответствуют стандарту EcoMaterial 1.0.
Стандарт EcoMaterial определяется по нескольким критериям. Это безопасность для здоровья человека (радиоактивность, общая токсичность и выделение вредных веществ в атмосферу помещений), безопасность производства для окружающей среды (использование в производстве втор- и возобновляемого сырья, утилизация отходов, минимизация выбросов), экологическая ответственность производителя (экологическая политика, направленная на сокращение негативного влияния производства на окружающую среду, положительное влияние продукции на окружающую среду при ее использовании в строительстве, поддержка «зеленых» программ и др.).
Маркировка EcoMaterial имеет три категории: Basic – безопасен для человека, Green – безопасен для человека и окружающей среды, Natural – абсолютно натуральный материал, безопасный для окружающей среды. Но, к сожалению, далеко не все строительные и отделочные материалы, представленные на рынке, могут претендовать на соответствие данному стандарту. По нашим оценкам, это не более 30% строительной продукции.
– То есть 70% строительных материалов в России не соответствуют стандарту?
– Да, но они будут, возможно, соответствовать государственным нормативам. Около 30% строительных материалов, которые есть на рынке, реально опасны для здоровья человека. И есть еще 40% материалов, которые мы не рекомендовали бы применять: например, некоторые марки сэндвич-панелей, ДСП, красок и лаков, сухих смесей, утеплителей, теплых полов. Один материал может выделять 2/3 ПДК (предельно допустимой концентрации) фенола, другой – 2/3 ПДК, третий – ½ ПДК формальдегида и т.д. В итоге мы получаем в помещении крайне токсичный «букет», а при этом каждый отдельно взятый материал соответствует государственному нормативу. С продукцией, соответствующей нашему стандарту, такая ситуация невозможна.
– Какие опасности таят в себе материалы, не соответствующие данному стандарту?
– Если брать опасность для здоровья человека – это выделение вредных веществ в атмосферный воздух помещения. Самые распространенные вещества – фенол и формальдегид. Фенолформальдегидная смола довольно широко применяется при производстве строительных и отделочных материалов. Бетон, шпаклевка, утеплитель, краска, лак, ковролин, ламинат, обои, клеи могут выделять повышенные концентрации вредных веществ.
– Если рассматривать рынок теплоизоляции, у вас есть экспертные оценки о соотношении качественных/некачественных утеплителей на рынке с точки зрения экологического влияния?
– Самый безопасный вид теплоизоляции – это каменная вата. Если говорить о стекловате, то у нее эмиссия фенолформальдегида выше, она сильно пылит. Есть еще проблема отечественных низкокачественных дешевых утеплителей, которые вредны. Тот же пенопласт – опасный горючий утеплитель, выделяющий при пожаре фосген – боевое отравляющее вещество.
– Зачем теплоизоляции экомаркировка?
– Очень многих людей пугает слово «утеплитель». Еще с советского времени у них есть ассоциация со старой стекловатой. Они думают, что это не экологичный материал, который несет в себе некую опасность, связанную с пылью, со стекловолокном, которое оседает в легких. Тут экомаркировка будет дополнительной и наглядной гарантией безопасности материала.
– А что вы можете сказать о конкурентах, которые предоставляют подобные услуги?
– Мы не рассматриваем другие экознаки как конкуренцию. Они такие недобросовестные товарищи – продают некий логотип, принадлежащий им. Если вы интересовались этим вопросом, в России есть маркировки, которые легко получить. Некоторые компании просто продают справку о безопасности.
Мы же пошли по современному европейскому пути развития экологической маркировки. К нам приходят запросы от производителей, желающих получить экомаркировку как индульгенцию, – заплатить определенную сумму и не проходить испытания. Такие запросы мы сразу отсекаем.
Еще на рынке наблюдается практика, когда производитель выпускает качественный продукт, чтобы получить гигиенический сертификат, а после этого удешевляет производство, добавляет различные присадки, снижает качество. Поэтому мы, когда проводим экспертизу, берем материал не у производителя, а покупаем его в магазинах. Причем планируем производить закупки ежегодно.
– Назовите несколько названий других экологических маркировок?
– Экологически чистый продукт, Зеленый лист. Маркировка ставится и на продукты питания, и на технику, и на территории, и на услуги, при этом стоит копейки – $200-500. Никакую полноценную экспертизу нельзя провести за такие деньги.
Если спросить у этих компаний, какая у них процедура оценки, они ответят: «Экспертная». А на вопрос «Кто эксперты?» говорят, что это вас не касается. На самом деле никаких экспертов там нет.
– Как формируется перечень тестов для каждого материала – они одинаковые или разные?
– Они разные, в зависимости от материала, сферы его применения и способа производства. Если это теплоизоляция, проводятся тесты на радиоактивность, выделение вредных веществ в атмосферу и общую токсичность (делается водный смыв с материала, а потом эта вода тестируется на микроорганизмах). Похожий перечень тестов существует и для красок, лаков. При исследовании кирпича изучается только радиация – больше там ничего не может быть.
– А сами тесты кем проводятся?
– Разными лабораториями – либо нашей, либо другими, привлекаемыми по субподряду (конечно, только те, которые имеют государственную аккредитацию и находятся в авторитетных научных центрах).
– Расскажите, пожалуйста, как проводились испытания первого продукта, получившего маркировку EcoMaterial.
– Материал мы покупали самостоятельно у официальных дилеров и в сети «Леруа Мерлен».
Первое – это радиационная оценка. В специальный прибор, анализирующий все виды излучений (альфа, бета, гамма) и присутствие радионуклидов (радиоактивные частицы природного происхождения или техногенного), была помещена каменная вата, поскольку материал производится из камня и там возможно присутствие радионуклидов. По результатам теста радионуклиды отсутствуют.
Второе – оценка выделения вредных веществ в атмосферу: кусок материала 20 х 20 см помещается в специальную камеру, нагревается до 40 градусов по Цельсию. Воздух находится сутки в этой камере, потом откачивается и идет на анализ.
Хотя в состав каменной ваты ROCKWOOL входит синтетическая смола, было обнаружено всего два вещества, они показали менее 10% от ПДК. Получается, что эмиссия практически отсутствует. После трех месяцев нахождения в конструкции она вообще исчезнет. Тем более материал был новый, только что из упаковки, а это означает самую большую наблюдаемую эмиссию.
Третье – смыв на общую токсичность. Материал помещается в воду, находится там определенное время, извлекается, и в эту воду помещаются микроорганизмы (инфузория-туфелька). Для сравнения берется чистая вода с помещенными в нее микроорганизмами. После этого анализируется, сколько микроорганизмов погибло в воде в течение 10 дней. Показатели по каменной вате ROCKWOOL были в нижнем пределе стандарта. Шкала стандарта – от 80 до 120. У каменной ваты был 88. Люди, которые контактируют с ватой, могут не бояться, что это принесет им какой-нибудь вред.
Далее мы оценивали влияние на окружающую среду. Основные преимущества каменной ваты ROCKWOOL – использование вторичной переработки, отсутствие опасных отходов производства и экологическая ответственность, энергоэффективное производство, существование экологической политики, поддержание экологических инициатив.
– Делали ли вы тестирование другой теплоизоляции?
– Было несколько исследований; недорогие материалы часто не проходили проверку из-за превышения по фенолформальдегиду.
– Как вы оцениваете перспективы развития экомаркировки в России?
– Мы считаем, что на получение экознака есть спрос. Производители заинтересованы, покупатели – тысячи людей в России – обеспокоены вопросом выбора экологичной продукции. Существует множество примеров, когда люди въезжают в новую квартиру и не могут там жить, заболевают.
Наша маркировка только в начале пути, поэтому у нас большие планы по развитию этого проекта.
Источник: Пресс-служба российского подразделения ROCKWOOL