Ильдар Халиков: «Наш город нуждается в серьезной реабилитации».
Ильдар Халиков: «Наш город нуждается в серьезной реабилитации».
ПРОГРАММНОЕ ИНТЕРВЬЮ МЭРА НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ, СДЕЛАВШЕГО ПОЛИТИЧЕСКУЮ СТАВКУ В КРИЗИС НА СУПЕРПРОЕКТ "МОНОГОРОД"
Еще недавно Ильдар Халиков говорил об автограде только в контексте города европейского формата. В кризис все изменилось. Например, мэр с воодушевлением говорит о "50 рабочих местах, которые появятся уже в ближайшее время на предприятии по утилизации старых автомобилей". Но чувство масштаба мэру Набережных Челнов не изменяет. На днях автоград представил в правительство РФ комплексный инвестиционный план модернизации экономики города. Данная программа рассчитана до 2012 года. Цена вопроса – почти 100 млрд. рублей, из них 30 здесь рассчитывают получить из федерального бюджета. Каково приходится в кризис моногороду? Справятся ли Челны с вставшими тяжелыми проблемами? Об этом мэр рассказал в своем интервью.
НЕЛЬЗЯ ЖДАТЬ, МЕРЫ НАДО ПРИНИМАТЬ БЫСТРО
- Ильдар Шафкатович, каково состояние "больного" на сегодняшний день? Пойдут ли Набережные Челны на поправку?
- Вы правильно сравнили город с больным человеком. Именно так себя автоград и чувствует. В декабре 2008 года был страх, что на этот раз инфекция поразила нас настолько глубоко, что шансов на выживание практически не было. Но время показало – организм оказался крепче, чем мы думали, и кризис, говоря языком докторов, миновал. Даже хирургического вмешательства не потребовалось. Однако сегодня город нуждается в серьезной реабилитации. Мы не можем ждать, восстанавливаться необходимо в кратчайшие сроки. Своими силами нам не справиться, на это уйдет много времени. Если же мы получим серьезную поддержку от государства, то уже в ближайшие два-три года город пойдет на поправку.
- Чему научил кризис 98-го? Какие рецепты прошлых лет вы использовали на этот раз?
- Руководители предприятий вывели правило – нельзя ждать, необходимо быстро принимать меры. Да, бывает больно: это приводит к резкому росту числа безработных. В нашем случае за полгода армия безработных пополнилась с трех с половиной тысяч до шестнадцати. Но именно эта мера позволяет сохранить само предприятие и основной костяк коллектива. Еще события десятилетней давности научили, что нельзя медлить с антикризисными программами и их реализацией. Чем быстрее будет найден выход, тем раньше удастся встать с колен. К примеру, КАМАЗ в октябре 2008 года утвердил антикризисный план, а уже к середине 2009-го его выполнил: из 24 тысяч машин, проданных в прошлом году, больше половины разошлись по крупным покупателям и специальным программам.
Чтобы снять социальную напряженность на рынке труда, мы одними из первых развернули общественные работы. Пусть временный, но все-таки выход.
НА КАМАЗ РАБОТАЕТ ЧЕТВЕРТЬ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА
- А серьезный курс реабилитации для города уже назначен?
- На днях мы представили в правительстве России комплексный инвестиционный план модернизации экономики города. Это действительно курс реабилитации, в котором крайне нуждается автоград на начальном этапе. Данная программа рассчитана до 2012 года. Мы определили шесть основных направлений: это развитие градообразующего предприятия, государственно-частного партнерства, малого и среднего бизнеса, социальной инфраструктуры, снижение напряженности на рынке труда и реформирование ЖКХ.
Набережные Челны – это КАМАЗ. И как бы и кто бы не пытался представить город отдельно от предприятия, не выйдет. Автогигант - градообразующее предприятие, сегодня на заводе работает четверть всего населения города, на долю КАМАЗа приходится свыше 70 процентов в общем объеме промышленной продукции Набережных Челнов. Поэтому наша первоочередная задача - сохранить свыше 46 тысяч рабочих мест на заводе и наладить выпуск такой продукции, которая была бы вне конкуренции на рынке грузовых автомобилей. Понимаю, что задача не из легких. Но у КАМАЗа готовы инвестиционные проекты, способные реализовать столь амбициозные планы. Речь, в частности, идет о выпуске большегрузов с двигателем "Евро-4" и создании современного производства сельскохозяйственной и строительной техники CNH-KAMAZ. Кстати, в последнем случае мы можем создать еще 620 рабочих мест.
Второе важное направление - развитие государственно-частного партнерства. Нам необходимо создавать новые крупные предприятия, которые бы могли наравне с КАМАЗом составлять основу экономики города. И здесь не нужно изобретать велосипед. Так сложилось, что исторически Набережные Челны не только город автомобилестроителей, но в первую очередь - строителей. Ведь город вырос в чистом поле. И КАМАЗ, и Нижнекамская ГЭС - это дело рук челнинцев. К счастью, мы не растеряли свой кадровый потенциал. Сегодня пришло время большого строительства.
Мы сильны и в сельском хозяйстве, и в переработке сельхозпродукции. Еще в советские годы в пригороде Набережных Челнов создавали такие колхозы, где применялись самые современные технологии. Поэтому огромный опыт, накопленный годами, сейчас мог бы сослужить нам хорошую службу.
Инвесторы готовы вложить деньги в новые проекты, связанные со строительством, сельским хозяйством и переработкой. В перспективе в Набережных Челнах как минимум должны появиться индустриальный парк строительных технологий, еще одна птицефабрика и вторая очередь крупнейшего в регионе свинокомплекса. Для горожан это около восьми тысяч новых рабочих мест. Осуществить эти планы в короткое время возможно лишь при весьма небольшой поддержке государства: инвесторы просят лишь помочь им с дорогами и коммуникациями.
ЛЮДЯМ НУЖНА РАБОТА СЕГОДНЯ
- Перспектива получить место только через два года вряд ли в данный момент порадует безработных челнинцев. Им есть на что надеяться именно сегодня?
- Согласен, людям нужна работа сегодня, а точнее нужна была еще вчера. В минувшем году спасительной соломинкой для нас явилась программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства. И речь идет не только об отремонтированных фасадах и подъездах. Хотя это тоже очень важно. Мы говорим о том, что капитальный ремонт жилья позволил нам привлечь к работе пять тысяч человек. Сегодня очень важно сохранить этот проект еще как минимум на три года, чтобы все челнинцы, задействованные в работе, не пополнили и без того огромную армию безработных.
Кроме того, мы намерены и дальше участвовать в национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". И здесь опять можно убить двух зайцев - обеспечить бесквартирных горожан жильем, а на строительстве занять 20 тысяч человек.
Пусть немного, всего 50, рабочих мест появится уже в ближайшее время на предприятии по утилизации старых автомобилей. Как известно, Татарстан вошел в число пилотных регионов, где будет реализована эта программа, мы одними из первых начнем принимать авто-хлам. Надеюсь, это предприятие будет жить долгие годы и даже расширится. Для города это очень важно - вот так за короткое время обеспечить челнинцев рабочими местами.
Прийти на выручку нам может малый и средний бизнес. Все, кто выразит желание открыть свое дело или расширить существующие производства, могут рассчитывать на помощь городских властей.
Обратите внимание, в Набережных Челнах очень активно развивается рынок услуг - бытовых, транспортных, образовательных, спортивных и многих других. Люди ищут, где найти себе применение, быть полезными и при этом еще и заработать.
Я горжусь челнинцами. Это люди, закаленные не одним кризисом, они не жалуются, а действуют. Но оставлять их один на один с проблемами государство не должно. Мы как минимум обязаны предложить инициативным горожанам свою поддержку, подсказать им, с чего начать и как все быстро оформить.
ПЛАН МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА НА 100 МЛРД.
- Вы первые в России дали путевку в жизнь индустриальному парку, известному как КИП "Мастер". Поддерживаете ли вы этот проект сегодня?
- Удивительно, КИП "Мастер" - это фактически два-три крупных завода, которые появились при якорном предприятии КАМАЗ за счет активности людей. Только представьте, объем производства предприятий парка составляет более четырех с половиной миллиардов рублей. И что немаловажно, это самоокупаемый проект, потому что только за счет налогов все вложения государства могут вернуться за три года. Мы представили в правительство России программу поддержки парка, чтобы создать еще как минимум около одной тысячи рабочих мест.
- Ильдар Шафкатович, скажите, пожалуйста, какие средства необходимы для реализации комплексного инвестиционного плана модернизации экономики города?
- Он оценивается почти в 100 миллиардов рублей, из которых 30 мы рассчитываем получить из федерального бюджета. Остальные деньги - это средства инвесторов, города и республики.
Конечно, сумма колоссальная. И я прекрасно понимаю, что на всю Россию для поддержки моногородов будет выделено только 20 миллиардов рублей. Но ведь есть еще программы различных министерств, участвовать в которых нам никто не запрещал.
В любом случае все наши планы будут реализованы. Это лишь вопрос времени. Только при поддержке государства нам удастся выйти из штопора быстрее.
- Какие сложности могут возникнуть при утверждении данного плана?
- Только организационно-технические. Дело в том, что подобный проект реализуется в России впервые, и каких-то регламентирующих документов просто нет. Надо отдать должное тому, что все министерства, к которым мы обращались, не бюрократизировали процесс, а напротив, старались всячески помогать: подсказывали, какие программы действуют, какие средства и из каких источников можно получить, а также как правильно оформить заявку на получение денег.
Источник: "Российская газета"