Строительство новости информация потребности
Регистрация         Вход

Авторизация



Про итоги.

 

Проанализировав, сложившуюся ситуацию в строительном комплексе республики, можно констатировать, что происходящие процессы ведут к ослаблению строительного комплекса в целом. Строителям и поставщикам строительных материалов в настоящее время предлагаются условия, при которых предприятия не развиваются, наблюдается спад их экономического состояния. В целях сохранения трудовых коллективов и производственной базы, предприятия вынуждены работать с нулевой рентабельностью, а порой и с прямыми убытками.
Первопричина тому - отсутствие единого подхода к вопросам ценообразования в строительстве, в результате чего происходит разное толкование проблем ценообразования на разных уровнях, что в свою очередь усугубляет понимание государственной системы ценообразования в строительстве.
Удорожание стоимости строительства объектов происходит в основном из-за: принятия неверных инвестиционных решений; неэффективных и избыточных проектных решений; ошибок при разработке проектно-сметной документации; осуществления строительно-монтажных работ без утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации (параллельное проектирование), а также, отсутствия у строительных организаций системы управления затратами (желательно комплексно автоматизированной).
В связи с выходом постановления Правительства РФ № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета», выделяется процесс рассмотрения сметы в отдельную процедуру, завершающуюся отдельным заключением.
Это постановление позволяет реализовать норму действующего законодательства «о твердых ценах» на строительную продукцию, которая на сегодня является одной из «больных» проблем строительного комплекса. В соответствии с философией этого постановления проектировщики будут принимать экономически целесообразные проектные решения. Появятся взаимоувязанные сметные нормативы для стадии бюджетного планирования и стадии проектирования, которые позволят ставить проектировщикам задачу «спроектировать объект в заданных параметрах стоимости».
Справка. Пунктом 3.27 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС81-35.2004), являющейся базовым документом в области сметного нормирования в строительстве, предусмотрены следующие методы определения сметной стоимости строительства: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно- индексный, на основе объектов - аналогов.
В настоящее время при определении стоимости строительства на практике используется два метода: ресурсный и базисно-индексный. Оба метода расчета фактических затрат в строительстве имеют место быть, в зависимости от сроков освоения выделенных средств и выполнения работ на объектах.
Базисно-индексный метод применяется при длительных сроках строительства объектов. При этом, индексы стоимости строительно-монтажных
работ должны ежеквартально обновляться с учетом изменения стоимости затрат на материалы, эксплуатацию машин и механизмов и трудозатрат.
Ресурсный метод расчета фактических затрат при строительстве и капитальном ремонте объектов является прозрачным, но наиболее трудоемким так как предполагает наличие полного перечня необходимых ресурсов для возведения объекта строительства.
Применение ресурсного метода реально эффективно при коротких сроках исполнения работ и освоения средств на объектах, так как сметы выполняются в текущих ценах на момент выхода проектной документации их реализация должна быть осуществлена в ценах того же периода.
В настоящее время, в целях упорядочения определения стоимости объектов капитального строительства на различных стадиях инвестиционного процесса, Минстройархжилкомхозом РТ разработан проект методики формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении заказа на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, который по состоянию на 22.07.2010г. согласован: Минюстом РТ, Минфином РТ, ГБУ «ГИСУ РТ», ГУП РТ «ТАТЛИЗИНГ», в процессе согласования проект находится в Минэкономики РТ и УКСиР МО г.Казани.
В республике два года не пересматривались индексы стоимости СМР.
Сохранение индексов стоимости СМР привело к искажению данных при определении стоимости СМР базисно-индексным методом на объектах, возводимых на территории Республики Татарстан, а так же снижению республиканского индекса СМР.
Дата
1 кв. 2008г.
2 кв. 2008г.
3 кв. 2008г.
4 кв. 2008г.
1 кв. 2009г.
2 кв. 2009г.
3 кв. 2009г.
4 кв. 2009г.
1 кв. 2010г.
2 кв. 2010г.
Инд.ст. СМР по РТ
4,38
4,56
5,08
5,32
5,30
4,99
5,02
5,06
4,85
4,81
Снижение индекса 2 квартала 2010 к 3 кварталу 2008г. составило - 0,946.

 

 
При этом расчетные индексы стоимости СМР, с учетом утвержденного в 2008 году фонда оплаты труда в размере - 14 209 рублей, по состоянию на 1 квартал 2010 г., в соотношении к расчетным индексам на 4 квартал 2009 года понизились в целом на 6 %, в том числе по видам строительства: кирпичное - 5%; панельное - 3%; монолитное - 10%; объекты общественной инфраструктуры в среднем - 7 процентов.
Предложения:
1. Для более достоверного определения стоимости строительства базисно-индексным методом, индексы стоимости СМР пересматривать
ежеквартально, попозиционно, т.е. к каждой территориальной единичной расценке (более 70 ООО позиций).
В настоящее время, по поручению министерства, ОАО «РИТЦ» ведется разработка индексов стоимости СМР на 2 квартал 2010 г. с согласованным ФОТ в сумме 16 200 рублей.
2. Уполномочить Минстройархжилкомхоз РТ:
-      утвердить методику формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении заказа на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, соответствующим приказом министерства, с последующей регистрацией его в Минюсте РТ
-      утверждать сметные нормативы, предназначенные для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, в т.ч. индексы изменения стоимости СМР, соответствующими приказами министерства, с последующей регистрацией их в Минюсте РТ.
3.     В целях упорядочения нормативной базы по ценообразованию в строительстве необходимо:
-      разработать и принять регламенты применения нормативов цены строительства и нормативов цены конструктивных решений в Республике Татарстан;
-    актуализировать и ежеквартально утверждать укрупненные показатели сметной стоимости строительства объектов общественной инфраструктуры;
-   внести предложения по переутверждению строительных норм и правил, которые в настоящее время носят рекомендательный характер;
при проектировании объектов общественной инфраструктуры применять проекты повторного применения.
Недостаточный охват сметными нормативами видов работ по новым технологиям, применяемым в строительстве.
Предложение.
1.    Осуществлять финансирование разработки нормативов видов работ по новым технологиям за счет средств бюджета РТ.
2.     Осуществлять частичное финансирование через институт СРО, используя возможности государственного контроля над СРО.
В погоне за прибылью в крупных строительных организациях (ПСО «Казань» на объектах универсиады, «ТАНЕКО», «КамГЭС», «Казаньцентрострой» и др.) сложилась порочная практика, ведущая к банкротству организаций - исполнителей работ.
Подрядные организации, получив минимальный аванс «нарабатывают» объемы работ, увеличивая дебиторскую задолженность заказчика, генподрядчика. По предъявлению выполненных работ, к ним предъявляются претензии о нарушении исполнения договоров и исполнения протоколов,
которыми предусмотрены заведомо не исполнимые и юридически не доказуемые пункты обязательств.
В целях устранения данной проблемы необходимо усилить контроль со стороны профсоюзов, СРО, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и республиканских общественных организаций.
Одной из основных проблем, с которой сегодня сталкиваются крупные строительные компании республики - это недостаток высококвалифицированных кадров, в особенности специалистов по рабочим строительным специальностям, которых приходится привлекать «со стороны».
В связи с финансовым кризисом значительно сокращено строительство объектов как бюджетного, так и инвесторского финансирования, что привело к спаду заказов и соответственно снижению занятости строителей.
Среднесписочная численность на предприятиях и организациях вида деятельности «строительство», включая субъекты малого предпринимательства, изменяется из года в год пропорционально общереспубликанским значениям данного показателя, при этом доля среднесписочной численности строителей в среднесписочной численности по Республике Татарстан за последние три года составляет от 7,0 до 7,44 процента.
По состоянию на 01.06.2010г. всего в Республике Татарстан среднесписочная численность работающих сократилась на 1,3 % к аналогичному периоду прошлого года и составила 1 млн. 334,4 тыс.чел., в том числе в «строительстве» - 98,6 тыс.чел, сократившись к аналогичному периоду прошлого года на 0,5 процента.
Среднесписочная численность работников с учетом малого предпринимательства РТ
(тыс.чел.)
 
Всего по РТ
«Строительство»
На 01.06.2009г.
1 351,4
99,1
На 01.06.2010г.
1 334,4
98,6
Темп роста (снижения) в %
98,7
99,5
 
Снижение в строительном комплексе произошло за счет предприятий промышленности строительных материалов, где численность снизилась на 1,0 тыс.человек. А по организациям в сфере «строительство», архитектурной и проектно-изыскательской деятельности среднесписочная численность несколько увеличилась.
По данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 01.06.2010г. размер среднемесячной заработной платы работников с учетом малого предпринимательства по Республике Татарстан составил 16064,7 тыс.руб., увеличившись к аналогичному периоду прошлого года на 13,7 процента. По виду деятельности «строительство» данный показатель составил 18693,5 тыс.руб., увеличившись к периоду 2009 г. на 14,9 процента.
Среднемесячная заработная плата работников с учетом малого
предпринимательства
(руб.)
 
Всего по РТ
«Строительство»
На 01.06.2009г.
14 123,7
16 263,8
На 01.06.2010г.
16 064,7
18 693,5
Темп роста (%)
113,7
114,9
 
Несмотря на рост среднемесячной заработной платы работников, а также на превышение заработной платы вида деятельности «строительство» над заработной платой в среднем по отраслям экономики Республики Татарстан (10,4 %), приходится констатировать, что если ранее заработная плата превышала, то сегодня она лишь соответствует среднему уровню по РТ.
По состоянию на 01.06.2010г. из 288 наблюдаемых организаций: 255 - выплачивает заработную плату выше минимального потребительского бюджета по Республике Татарстан (8201 руб. - оценка за январь-май 2010г.);
в 31 организации заработная плата колеблется между суммой прожиточного минимума (4 838 руб. для трудоспособного населения на I квартал 2010 г.) и минимальным потребительским бюджетом;
2 организации выплачивают заработную плату ниже прожиточного минимума (ЗАО «МПО Иншаат» (г.Набережные Челны) - 4738,5 руб., ООО «АлКЗ» - (Ютазинский район) - 2820,5 руб.).
В целом, на сегодняшний день, проблемой предприятий строительного комплекса является неустойчивое финансово- экономическое положение. Строительный рынок республики крайне противоречив и неустойчив, многие компании находятся на грани банкротства; в результате взаимных неплатежей образуется задолженность по заработной плате.
По итогам 1 полугодия 2010 года просроченная задолженность по заработной плате, по данным представленным Татарстанстатом, по крупным и средним строительным организациям составила 20,3 млн.руб., в т.ч.:
-   по организациям вида деятельности «Строительство» - 1,9 млн.руб. у 2 организаций,
-   по организациям промышленности строительных материалов - 18,4 млн.руб. у 7 организаций.
Наименование организации
Просроченная задолженность по заработной плате, тыс.рублей
 
01.01. 2010г.
01.02. 2010г.
01.03. 2010г.
01.04. 2010г.
01.05. 2010г.
01.06. 2010г.
01.07. 2010г.
Всего:
5 448
6 271
16 728
12 552
29 055
21118
20 334
По организациям вида
деятельности
«Строительство»
1 429
2 776
7 239
3 959
17212
7 709
1924
По организациям ПСМ
4 019
3 495
9 489
8 593
11 843
13 409
18 410
 
Все же по отчетным данным за январь-май 2010 года сальдированный финансовый результат по крупным и средним организациям строительного комплекса сформировался положительным в сумме 960,6 млн. рублей, в том числе по видам деятельности:
по виду деятельности «Строительство» - прибыль 715,4 млн. руб.
по промышленности строительных материалов - убыток 14,1 млн.руб.
архитектурным и проектно-изыскательским работам - прибыль 259,3 млн.руб.
В условиях подготовки к Универсиаде-2013г. и масштабном производственном строительстве на территории республики, завершение текущего года ожидается с положительным сальдо как по организациям, осуществляющим строительные и проектно-изыскательские работы, так и по организациям промышленности строительных материалов.
Деятельность организаций и предприятий строительного комплекса, имеющих отрицательный сальдированный результат по основной деятельности, рассматривается на балансовых комиссиях МСАЖКХ РТ. Вопросы влияния финансового кризиса на состояние и эффективность работы строительного комплекса республики рассматриваются на заседаниях Экономического совета при Кабинете Министров Республики Татарстан.
В целях поддержки строительного комплекса необходимо:
1. Руководителям организаций:
- принять меры по гарантированному обеспечению финансово- кредитными ресурсами принять меры, в том числе активизировать работу по вхождению предприятий в число участников (исполнителей) федеральных программ, активизировать участие в тендерах и конкурсах, проводимых федеральными структурами, крупными компаниями и монополиями;
обеспечить своевременность выплаты заработной платы и
активизировать работу по переобучению рабочих на иные специальности;
- проявлять деловую корректность в партнерских отношениях, не допускать использования экономической ситуации в интересах недобросовестной конкуренции и необоснованности сокращения достигнутых социальных гарантий;
2.         Министерству активизировать государственную поддержку в осуществлении предприятиями технического перевооружения действующих мощностей, как необходимого условия для последующего привлечения инвестиций и освоения новой конкурентоспособной продукции.
3.                Министерству необходимо обеспечить разработку до 1 сентября республиканской программы развития жилищного строительства, в том числе участие предприятий Республики Татарстан в проектах комплексного развития территорий и получения за счет бюджетов компенсации % кредитной ставки по средствам, направляемых на оснащение этих территорий инженерной инфраструктурой. Кроме того, в рамках республиканской программы решить вопрос разделения цены построенного жилья от цены требуемых для эксплуатации жилья инженерных сетей.
Основное направление развития жилищного строительства ориентируется на развитие классической ипотеки (СМ. Указания ГТУТИНА )
Объемы ввода жилья по Программы социальной ипотеки постепенно в соответствии с реальными объемами средств ГЖФ будут снижаться до 400- 500 тыс. кв. метров.

 

 

© 2005-2024 Портал строителей г. Набережные Челны «СНИП»

Использование редакционных материалов разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт s-nip.ru (www.s-nip.ru) рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий - с формулировкой «по материалам интернет-портала www.s-nip.ru»
г. Набережные Челны
E-mail: graf@s-nip.ru
Все контакты
Поддержка: Netkam