ВВОД жилья.
По итогам 1-го полугодия 2010 года при годовом плане 2 млн. кв. метров введено 939 тыс. кв. метров жилья. Из них многоквартирного жилья - 482 тыс. кв. метров, индивидуального - 457 тыс. кв. метров.
Наибольший вклад внесли 9 муниципальных образований, в том числе - г.Казань (297 тыс. кв. метров), г.Набережные Челны (117), Нижнекамский район (49), Лаишевский район (45), Альметьевский район (50), Зеленодольский район (33), Тукаевский район (29), Буинский район (20) Высокогорский район (21).
Согласно отчету ГЖФ за первое полугодие введено 188 тыс. кв. метров жилья, что составляет 21% от плана. Фактически Фонд и в этом году основной ввод планирует осуществить в четвертом квартале.
Установка федерального центра перед регионами в рамках развития жилищного строительства в стране - это увеличение объемов ввода жилья на 5% в 2010-2013 гг. и на 10%, начиная с 2014 года с тем, чтобы к 2020 году выйти на среднеевропейский уровень ввода жилья в 1 квадратный метр на проживающего в год. Программная поддержка этой задачи сформулирована в новой ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг., проект которой находится на утверждении. На сегодняшний день финансирование программы на 2011 год уже согласовано Министерством финансов Российской Федерации в объеме 49,9 млрд. рублей.
Объемы и направления финансирования ФЦП «Жилище» в 2011 году за счет средств федерального бюджета
№ п/п
|
Направление финансирования
|
Объем финансирования
|
1
|
Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»
|
4 877,00
|
2
|
Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»
|
3 744,11
|
3
|
Подпрограмма «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства»
|
5 288,30
|
4
|
Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»
|
28 583,94
|
5
|
мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан
|
7 427,55
|
Всего
|
49 920,
|
Кроме того, существует вероятность оказания определенных мер господдержки предприятий стройиндустрии. Скорее всего, это будет субсидирование процентной ставки на модернизацию или создание новых экологичных и энергоэффективных производств предприятий строительных материалов.
Практически по каждому направлению финансирования республика в состоянии претендовать на серьезную долю финансирования за счет средств федерального бюджета. Весь вопрос - в нашей организованности и технически правильном и своевременном выполнении тех условий, требований и программ, которые предъявляются к регионам новой ФЦП «Жилище». Проекты КОРТ у нас реализуются с господдержкой уже 4 года, их около двух десятков, если мы сконцентрируемся на них и на новых проектах, которые реально обеспечат нам точки роста в жилищном строительстве, мы в десятилетней перспективе получим на выходе порядка 10 млн. квадратных метров жилья, не считая основных объемов жилищного строительства по программе социальной ипотеки.
Нам в рамках развития жилищного строительства требуется принять следующие меры как в целом по республике, так и в разрезе каждого муниципального образования:
1) Снизить административные барьеры, обеспечив более простой доступ застройщиков к земле, сократив по времени все процедуры, связанные с предоставлением земельных участков под жилищное строительство и с получением исходно-разрешительной документации (включая заключение экспертизы на проектную документацию) на строительство, в том числе за счет внедрения системы электронной регистрации и согласования всех документов с соответствующим закреплением сроков и уровней ответственности за их неисполнение. При этом нормативный срок строительства объектов жилого и нежилого назначения в рамках государственных программ планируется установить в пределах 1 года.
2) сократить сроки процедур по решению инфраструктурных
проблем.
В этих целях, учитывая положительный опыт 2007-2008 гг., мы обращаемся к Президенту республики и в Кабинет Министров с предложением продлить практику распределения средств консолидированного бюджета
Республики Татарстан на строительство автодорог, инженерных сетей и благоустройство территории муниципальных образований в объеме 1,5 млрд. рублей ежегодно.
С учетом требований федерального центра динамика роста объемов ввода жилья в целом по республике представлена на слайде:
2011 год - 2 млн. 100 тыс. кв. метров, 2012 год - 2 млн. 210 тысяч, 2013 год - 2 млн.
321 тысяча, 2014 год - 2 млн. 553 тысяч, 2015 год - 2 млн. 809 тысяч.
Пока предложения МО РТ не позволяют получить требуемые объемы ввода жилья в эксплуатацию.
Следует учитывать, что программа должна быть готова к 1 сентября, т.к. уже 15 сентября наш Президент будет ее представлять первым из региональных руководителей в Москве. От этого зависит объем средств поддержки республики по ФЦП «Жилище»
Важнейшее направление в перспективной программе ипотека. С учетом уже озвученной Президентом Р.Н. Миннихановым установки по снижению объемов ввода жилья по социальной ипотеке, взрастает нагрузка на развивающийся сектор классической ипотеки.
Работа с АИЖК.
Потенциальный объем средств, привлекаемых в течение ближайших трех лет в АИЖК, составляет 250 млрд. рублей.Помимо рефинансирования ипотечных кредитов, эти деньги направляются также и на реализацию принципиально новых программ. В рамках поддержки спроса на жилье планируется плотная работа по программе «Стимул», позволяющей за счет аккумулированных в агентстве средств обеспечить кредитование застройщиков под конкретные проекты жилищного строительства, интеграцию их проектов в государственные жилищные программы и ипотечное кредитование граждан, желающих приобрести построенное таким образом жилье.
Для реализации этого механизма в республике необходимо определить Гаранта по сбыту, который в случае неполной продажи построенного жилья, обязуется выкупить непроданную его часть у застройщика и реализовать ее по цене эконом-класса (т.е. не более 30 000 рублей за кв. м). В случае определения в качестве такого гаранта ОАО «Ипотечное агентство Республики Татарстан», прошу Вас, Рустам Нургалиевич, рассмотреть вопрос о предоставлении ему гарантий бюджета для привлечения им кредита на обеспечение таких гарантий.