Президент России Дмитрий Медведев готов стукнуть кулаком по столу и в очередной раз настоять на том, что неиспользуемая земля, находящаяся в собственности, у нерадивых бизнесменов должна изыматься. Впрочем,по мнению экспертов, правительство должно оказывать поддержку бизнесу, а не стращать его.
Как заявил Дмитрий Медведев 9 августа 2010 года на встрече с представителями органов местного самоуправления в Йошкар-Оле, предприниматели должны продавать неиспользуемые земли, находящиеся в собственности в течение многих лет. Глава государства напомнил, что он уже неоднократно давал поручения относительно ответственности за не использование земель, в том числе сельхозназначения.
«Я соответствующие поручения давал, законопроект подготовлен, но движения нет. И я боюсь, что нужно уже меры принимать, кулаком по столу стукнуть»,— добавил Медведев. «У нас полным-полно земель, которые не используются, пустуют. Это земли хорошие, сельхозназначения»,— отметил он. Дмитрий Медведев согласился с тем, что собственнику земли надо дать время для подсчета выгод от ее использования, оценки своих финансовые возможности, «но это не может продолжаться вечно: ну два года, ну три года, ну нет, значит, у тебя денег— продавай»,— порекомендовал глава государства.
При этом Дмитрий Медведев указал, что нельзя требовать продавать землю, на которой человек живет. «Но если ты взял эту землю для бизнеса и никаким бизнесом ни фига не занимаешься— продай тогда. Мне кажется, это абсолютно справедливо было бы»,— сказал президент. Он сообщил также, что в сентябре эта тема будет обсуждаться на заседании с представителями органов местного самоуправления.
Бизнес против кулака
Представители деловых структур, занимающихся земельным девелопментом, скептически оценили заявление президента. «Удивительно, что глава государства признает, что единственной мерой для того, чтобы дать законам ход, является силовое воздействие кулака по столу. Очень своевременный совет продать землю, если „никаким бизнесом ни фига не занимаешься“. Я думаю, что большинство землевладельцев мечтает продать участок, если бизнес на нем не пошел, только никто не покупает»,— говорит Анна Шишкина, начальник управления маркетинга УК «Абсолют Менеджмент».
По ее мнению, государство, в свою очередь как крупнейший землевладелец, к сожалению, не является примером рачительного землевладельца. «Если подсчитать процент неиспользуемых земель, находящихся в государственной собственности, то показатели будут удручающие»,— считает Анна Шишкина.
Не может найти покупателя и Илья Сапунов, генеральный директор компании «Красивая Земля»: «Продавать, возможно, и надо, но основная задача— найти в этом случае покупателя. В России много земель, которые не так просто продать. Конечно же это хорошо, когда все свободные земли задействованы и эффективно используются. Но одними директивными методами решить эту проблему очень непросто, нужно, чтоб свою роль сыграли и рыночные механизмы»,— размышляет эксперт.
По мнению Владимира Ефимова, коммерческого директора ГК «Родные Земли», требование президента выполнимо, но требует времени, тем более, что сейчас в России идет процесс некой инвентаризации участков. С его окончанием станет ясно, под какие цели оптимально использовать тот или иной участок, в какую категорию его лучше перевести.
«В России очень много земли и за два года сделать так, чтоб вся она оказалась задействована, невозможно. Это вопрос нескольких десятков лет. Поэтому вполне реально найти участки, которые оптимально будут подходить под какие-то конкретные цели: растениеводство, животноводство, строительство загородного жилья, строительство многоэтажных домов, создание промышленных зон и пр. Причем, грамотная предварительная работа по анализу целевого использования позволит минимизировать конфликты интересов»,— считает Владимир Ефимов.
Изъять нельзя оставить
По словам Виталия Можаровского, партнера Goltsblat BLP, на деле изъять земельный участок у собственника не так просто, как кажется. «Безусловно, юридические механизмы, основания и процедуры для изъятия земли существуют. К примеру, это изъятие земель сельхозназначения за неиспользование в течение двух лет. Отдельная история – изъятие участков, предназначенных для застройки или для государственных или муниципальных нужд, что происходило в Сочи в рамках подготовки Олимпиады»,— уточняет Виталий Можаровский. По словам эксперта, среди законодательных норм, которые регламентируют изъятие неиспользуемых земель, можно перечислить 17 главу Гражданского кодекса, которая вступила в силу в 2001 году, а также статьями 7 главы Земельного кодекса РФ.
«Изъятие земли— процесс достаточно длительный и затратный для тех, кто его инициирует. Вся процедура, занимающая около 3 лет, включает в себя необходимость доказать, что земля не использовалась, а именно, что хозяин не пас на ней скот, не удобрял или обрабатывал от сорняков или насекомых,— все эти действия считаются использованием земли»,— объясняет Виталий Можаровский.
По его словам, принятое решение об изъятии должно быть зарегистрировано в реестре недвижимости, после чего в течение года стороны должны обсуждать этот вопрос без участия судебных инстанций. И только по истечении года власти могут подавать иск в суд, рассмотрение которого может длиться годами. Кроме того, собственнику должны компенсировать рыночную стоимость земли при ее изъятии, – ведь изъятие – это не конфискация, – и обе стороны должны согласиться с оценкой этого участка. Вся эта длительная цепочка объясняет непопулярность в целом такой процедуры, как изъятие земли за нецелевое использование.
«Посмотрите, как нарушители закона из поселков, подобных „Речнику“, понастроили дома на своей земле без согласования и законных прав, так попробуй отбери у них эту землю! А в этом случае у большинства владельцев есть свои земельные активы, как их будут отбирать— неизвестно. Я полагаю, что ни один здравомыслящий землевладелец в Московской области свои земли не отдаст. Жизни этому заявлению в Московской области точно нет»,— рассуждает Максим Лещев, руководитель компании Geo Development.
Земельный передел
Опрошенные GZT.ru эксперты полагают, что изъятие неиспользуемых земель может стать поводом для очередного передела собственности в России. «Ненадлежащее использование земли— это очень сложная категория. Тем более, что собственнику в какой-то момент гораздо целесообразнее ее никак не использовать, чем обрабатывать или начинать девелоперский проект. Обработка почвы химикатами как один из технологических элементов подготовки полей— надлежащая или ненадлежащая обработка?»— задается вопросом руководитель компании «Партнеры земли» Юрий Сорокин, предполагая, что изъятие земли может стать инструментом для того, чтобы «произвести небольшой передел наиболее интересных земельных участков в чьих-то интересах».
По мнению Андрея Сизова, исполнительного директора АЦ «СовЭкон», заявление Медведева вряд ли спровоцирует массовое движение по изъятию земель: в стране были лишь единичные примеры таких случаев в некоторых регионах. «При желании можно легко освоить такие земли, регистрируя участок на другого собственника, так что все эти призывы не очень актуальны. Вопрос должен ставиться по-другому: давайте зазывать инвесторов с деньгами в сельское хозяйство и растениеводство, развивать наши земельные рынки»,— советует Андрей Сизов.
Как считает Максим Лещев, надвигающийся на нас агро-коллапс очевиден: ведь в связи с аномальными условиями в Центральной части России урожайность упала на 30%, а, значит, власти должны стимулировать аграрный сектор, а не разрушать его. «Однако, на мой взгляд, изъятие земель, о котором Дмитрий Медведев говорил еще год назад, убьет аграрный бизнес, нуждающийся в помощи властей и защите от местных наживающихся дельцов»,— говорит Лещев.
«Проблемы, возникающие в тех секторах, где используется земля,— это, как правило, вопросы сельского хозяйства, ценообразования, субсидирования, ставок или иных мер государственной поддержки. Только с ними земля станет выгодной к обработке. Если речь идет о девелопменте, то бизнесмены ждут участия государства в развитии территории»,— говорит Юрий Сорокин. По его словам, прежде всего, девелоперы заинтересованы в дорожном строительстве: остальное они могут сделать сами, тогда как строить дорогу и эксплуатировать ее— не в состоянии. «Поэтому от карательных механизмов лучше прийти к стимулирующим. Нужно, чтобы использование земель стало выгодным»,— резюмируют «Партнеры земли».
Надежда Русина
Источник: Газета