Строительство новости информация потребности
Регистрация         Вход

Авторизация



Про стандарты.

Архитектура будущего: что придет на смену городам-спальням?
Архитектура будущего: что придет на смену городам-спальням?

В РОССИИ ПОЯВЯТСЯ СОБСТВЕННЫЕ "ЗЕЛЕНЫЕ" СТАНДАРТЫ, КОТОРЫЕ ВПЕРВЫЕ БУДУТ ПРИМЕНЕНЫ НА ОБЪЕКТАХ ОЛИМПИАДЫ-2014 
 
На смену "зеленой" или экоустойчивой архитектуре на Западе пришел новый тренд "ответственной архитектуры". По замыслу ее идеологов, она должна быть не только неразрывно связана с окружающей средой, но предполагает отказ от личного автотранспорта в пользу передвижения пешком, на велосипеде или скоростном железнодорожном транспорте. Корреспондент "БИЗНЕС Online" узнал на прошедшем в минувшие выходные инвестфоруме в Сочи, как будут выглядеть города будущего.
 
"СМЕНА МИРОВОЗЗРЕНИЯ НЕИЗБЕЖНА"
На протяжении всех двух дней инвестфорума в Сочи российские и международные эксперты активно обсуждали вопросы, связанные с образом города будущего. Последний день форума даже был объявлен днем урбанистики.
Затравкой к началу разговору можно было назвать "круглый стол" "Жить в России: как улучшить среду обитания", который модерировал Илья Осколков-Ценципер - известный прежде как первый главный редактор Афиши, а сейчас президент модного института медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка". Он прошел в первый день деловой программы.
Президент союза архитекторов России Андрей Боков, участвовавший во всех обсуждениях, для начала поставил диагноз российскому городу, который, по его мнению, является продуктом середины прошлого века.
"Общедоказанным является то, что каждые 30 - 40 лет происходит смена общественного сознания. Поэтому изменения неизбежны. Это доказал еще Кондратьев. Сегодня российский город живет в парадигме 50-60-х годов, когда все ходят в одну школу, живут в счастливой семье в одинаковых домах, одежде и все ездят  в одну промзону", - заявил глава российского архитектурного союза. 
 
"ЗЕЛЕНЫЕ УРОДЦЫ" И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ТРЕНД
По мнению Бокова, именно с этой моделью связан транспортный коллапс, который сегодня в России переживает не только Москва и города-миллионики, но даже города с населением в 200 тыс. человек. Среди проблем российских городов назвал отсутствие у 2/3 российских городов генплана. Разработку последних еще больше затрудняет также отсутствие понятия "агломерация" в Градостроительном комплексе. Правда, что придет на смену промзонам индустриального общества, эксперт затруднился ответить.
"Сегодня новые мировоззрения связывают с "зеленой" или как ее еще называют "устойчивой" архитектура. Но уже сейчас на смену понятию устойчивой архитектуры приходит так называемая ответственная (responsible) архитектура. Но в то же время новый урбанизм зачастую не придуман. Дома, которые называют "зеленые" или "умные" дома –  это дома-уродцы. Но говорят, им принадлежит будущее", - критически отнесся к современным трендам российский архитектор.  
 
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НЕ В МЕТРАХ
Далее прозвучал вопрос: как рассчитать формулу оптимальной площади города (эта тема станет ключевой на следующий день форума)? На него взялся ответить также Боков. По его словам, для начала нужно определить количество жилой площади на человека, которая являются различной в зависимости от климата и географии.
"В Южной Европе эти показатели одни, в Северной Европе – другие. В последнем случае - это 70 кв.м. жилой площади на человека. К этому следует прибавить площадь за пределами жилья в 300 - 450 % от этого показателя", - резюмировал архитектор.
Правда, вице-президент Philips "Световые решения" Рохир Хейдетут тут же предостерег:  не стоит связывать качество жизни с количеством кв.м. "В Московской области на 1 кв. км приходится 142 человека, а на 1 кв. км в Монако 32 тыс. человек. И теперь сравните", - предупредил эксперт.
 
"И ДВУХ ПЛАНЕТ НЕ ХВАТИТ"
Дальнейшим продолжением начатого разговора об урбанистике стала конференция "Мегаполисы и агломерации", которая также включала серию "круглых столов" и семинаров. Модератором мероприятия по очереди были президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кудрявцев и Боков.  
Одним из ярких выступлений на конференции стал доклад нью-йоркский архитектора Майкла Соркина, который оказался не только автором проектов планирования территорий для Гамбурга, Лейпцига, Шверина, Восточного Иерусалима, но и городов будущего в Малайзии, Китае, Корее. Как он признался, в России он впервые и рад посетить родину своих предков.  
Соркин начал со статистики. По его данным, сегодня в мире городское население еженедельно прирастает на 1 млн. человек. Причем, зачастую это происходит за счет расширения территории городов. Как итог, половина населения городов мира живет в трущобах. (Напомним, что ряд казанских архитекторов выступал против нового генплана города от 2007 года, которые подразумевал расширение территории города, считая, что приведет к распылению ресурсов).
Рецепт эксперта оказался необычным. Он предложил учиться у развивающих стран.
"Америка – это толстые дома, толстые машины, толстые люди. Если все будут потреблять как США, то для этого потребуется еще две такие планеты как Земля", - покритиковал общество потребления гость из "большого яблока".  
 
"ТРАНСПОРТ ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ ПОТРЕБНОСТЯМ ПЕШЕХОДОВ"
Покритиковав концепции Корбюзье и советского индустриализма, Соркин дал свое описание города будущего.
"Города должны стать самодостаточными системами, обязательно с компонентами справедливости. Я 25 лет прожил на пятом этаже дома, и опыт показал, что многоэтажные дома в городах не должны превышать пяти этажей. Если в районе есть площадь, то ее следует сделать административным центром. В городе должна быть замкнутая транспортная петля, чтобы  человек должен в течение 20 минут достичь любой точки города", - дал свое видение архитектор.
По его мнению, 90% поездок на транспорте в городе – это поездка в офис, и решение проблем с пробками лежит в этой плоскости.
"Вот проект города в Малайзии на 10 тысяч человек. Это самодостаточная система. Здесь достаточно рабочих мест для ее жителей, вся энергия производится на месте, транспорт сведен к минимуму. Есть три способы перемещения – пешие прогулки, три электроавтобуса и велосипед. Вот другой город будущего в Корее на 500 тысяч человек. Его транспортная схема определяет форму городу. Поскольку транспорт должен отвечать потребностям пешеходов, то не нужны длинные дороги. Здесь все движение медленное, но гораздо быстрее", - рассказал Соркин, и тут же призвал "убрать идиотские многоэтажные дороги, убрать парковки, на их месте сделать детские площадки". Вообще, в случае пересмотра транспортной системы, эксперт призвал использовать площади дорог под другие нужды.    
 
ЗАЛАТАЙ ТРУБЫ И ПОЛУЧИ СТАТЬЮ ЭКСПОРТА
В качестве примера еще одной самодостаточной системы эксперт указал город Конгуан в Китае, который сейчас возводится с нуля. "Он интегрирован с сельским хозяйством, обеспечивая питанием город, энергию здесь получают автономно за счет использования биотоплива, энергии ветра, солнца. Отдельно уделено сбору и использование дождевой воды", - пояснил Соркин. Кстати, тезис о том, что "вода – это стратегический ресурс", несколько раз прозвучало в докладе. Последняя засуха сделало это утверждение более понятным и для татарстанской элиты.
Так, Соркин поставил в пример столь любимый татарстанскими чиновниками модель Сингапура. По его словам, 10 лет назад Сингапур ввозил 30% пресной воды из Малайзии, тогда же власти стали думать, как ситуацию исправить.
"В городе залатали все трубы водопровода, наладили сбор дождевой воды, стали немного опреснять, наладили мониторинг. В результате, Сингапур перешел к экспорту воды в Малайзию", - рассказал архитектор.  
 
"ЗЕЛЕНЫЕ" ОЛИМПИЙЦЫ
Боков, выступивший модератором второй части конференции, посвященной так называемой "зеленой архитектуре", упомянул о том, что у Сочи есть возможность стать отечественным центром национальных зеленых стандартов. "Он был бы выработан нами самими, а не предложен зарубежными странами", - высказал пожелание президент САР.
На эту реплику ответил главный архитектор Краснодарского края Юрий Рысин, который сообщил, что в рамках форума с Олимпстроем при поддержке Краснодарского края был подписан меморандум о разработке национальных зеленых стандартов. Первыми они будут внедряться в олимпийских объектах.
Еще одну хорошую новость о зеленой архитектуре сообщил Александр Ремизов, возглавляющий при союзе архитекторов России совет экоустойчивой архитектуры. По его словам, 2 сентября было создано некоммерческое партнерство "Российский совет по зеленому строительству", которое, не являясь органом союза архитекторов России, объединяет сегодня заинтересованных политиков, девелоперов, финансистов, общественников и производителей стройматериалов. 
 
НЕ ДАТЬ РАСТИ ГОРОДАМ
Рассказав о создании объединения, Ремизов остановился еще на одном современном тренде в урбанистике - стратегия smart grouth или "смарт развитие", которое заключается в том, чтобы препятствовать разрастанию городов, сохранение открытых пространств, сохранение сельхозугодий, доступность жилья и возрождение пустующих кварталов в городах Америки.
В основу жизнедеятельности нового города положено удобство пешеходов, развитие пешеходной уличной сети, многообразие (наличие в шаговой доступности всей необходимой инфраструктуры - офисы, магазины, разные типы жилья как по качеству, так и архитектуре, объекты здравоохранение), шаговая доступность (инфраструктура должна находится в 10-минутной доступности), зеленый транспорт (велосипеды, скоростной железнодорожный транспорт), экоустойчивость (использование "зеленых" технологий и материалов), а также создание сообщества жителей района, включающее девелопера, население, муниципалитет и бизнес.

Арслан Минвалеев.
Источник: www.business-gazeta.ru


© 2005-2024 Портал строителей г. Набережные Челны «СНИП»

Использование редакционных материалов разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт s-nip.ru (www.s-nip.ru) рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий - с формулировкой «по материалам интернет-портала www.s-nip.ru»
г. Набережные Челны
E-mail: graf@s-nip.ru
Все контакты
Поддержка: Netkam