Строители большой дороги.
Строители большой дороги.
Нынешний ремонт проспекта Мира и первой автодороги войдет в историю Челнов не только как самый глобальный и затратный. Он обещает стать еще и самым скандальным. Укладка асфальта в нашей стране всегда вызывала смутные опасения в целевом использовании затраченных средств. Непроведенный конкурс, изменения объемов работ и критика со стороны депутатов Горсовета подтверждают убеждение, что строительство дорог – дело прибыльное. И темное. Для большинства.
О ЧЕМ ГОВОРЯТ
20 июля прошло выездное совещание с участием депутатов Горсовета и журналистов. Собравшихся прокатили по городу и показали главные «достопримечательности» текущего ремонта дорог.
Действительно полезной и новой информации прозвучало мало. К примеру – в режиме светофорного регулирования Орловский «перекресток» будет работать только в часы пик. Все остальное время нужно будет двигаться по знакам. Естественно, приоритет будет у тех автомобилей, которые двигаются по федеральной трассе.
– К первому августа работники ЗАО «Камдорстрой» должны сдать правую полосу автодороги №1 от Орловского кольца до Вахитовского, – отрапортовал Рафар Шакиров, зам. руководителя исполкома города. – До 10 августа нужно сделать развязку с проспектом Дружбы народов. Завершить работы на всех участках должны не позднее 20 сентября.
Чаще всего чиновники жаловались на непредвиденные проблемы и хвастались тем, как быстро смогли их решить. Вот, пожалуй, и все. Из официального.
О ЧЕМ ЗАМАЛЧИВАЮТ
Технические и тем более экономические стороны ремонта проспекта Мира и первой автодороги чиновники обсуждают неохотно. Хотя поразмыслить есть над чем...
В феврале этого года журналистам представили проект поэтапного ремонта проспекта Мира. На участок от улиц Королева до Беляева, а это 1,96 км, намеревались потратить 350 млн рублей (!). Уже в июне стало известно, что этих денег хватает до проспекта Автозаводский. Как рассчитывалась сметная стоимость – остается загадкой.
– Они умерили свои аппетиты, когда часть Горсовета подняла шум, – рассказал депутат Ильдус Камалов. – Я уверен, что за эти деньги можно отремонтировать проспект Мира до остановки «Кафе «Уют», и буду добиваться этого. Такой дорогой ремонт меня не устраивает.
Проектировщик Камалов тут же приводит пример. Так в 2008 году был отремонтирован проспект Х. Туфана. Длина участка – 2,77 км. Во сколько обошлась Челнам эта реконструкция – неизвестно. Власти города берут в кредит деньги у известного только им банка и под только им известный процент. О размерах займа и о стоимости можно догадаться по расходной части бюджета. В 2011 году Челны погасили кредиторскую задолженность в размере 65 млн рублей. И это по прошествии трех лет после ремонта! Пример из российской практики. Стоимость километра дороги в Челябинске в прошлом году была равна 28 миллионам рублей. Получается, что, если бы уральские дорожники укатывали асфальт у нас, то все работы уложились бы в 78 млн. И это за два с лишним километра.
А ТЕНДЕР ВООБЩЕ БУДЕТ?!
С первой дорогой (ул. Машиностроителей) такая же ситуация, что и с проспектом Мира. Изначально, за 200 млн рублей планировали отремонтировать участок дороги от Орловского кольца до проспекта Дружбы народов. К началу лета объем работ увеличился, теперь дорожники идут до Вахитовского кольца. Стоимость осталась та же.
Кстати, до сих пор не проведен тендер на ремонтные работы. Напомним, что конкурс объявляют даже на закупку канцтоваров для работников мэрии. Здесь же речь идет о сотнях миллионов рублей.
– Сегодня ЗАО «Камдорстрой» работает на заемных средствах на первой дороге, – сообщил Рафар Шакиров, зам. руководителя исполкома города. – Связано это с тем, что все дороги республики разделены на два лота, и конкурс объявлен совсем недавно. Он будет проходить в августе-месяце. Мы надеемся, что конкурс выиграет та организация, которая работает здесь.
«ЗОЛОТАЯ ГОРА» ИЗ КРОШЕК
Вот еще один показательный момент. На пустырь за 56 комплексом дорожники несколько дней свозили асфальтную крошку. В итоге получилось огромная гора в несколько тысяч тонн. Но это вовсе не отходы, а вполне пригодный для вторичного использования материал. Причем, довольно дорогостоящий.
По «роковому» стечению обстоятельств буквально в шаге от этой кучи развернулось строительство торговой базы. Участок земли выровняли. Скорее всего, здесь будут укладывать асфальт. Откуда его возьмут – неизвестно. Зато известно, что гору из крошки асфальта, которую навезли дорожники, никто не охраняет.
Руководство предприятия автомобильных дорог заверило, что пустырь за 56 комплексом – это место лишь временного хранения асфальта. Куда его будут увозить – в МУП ПАД ответить не смогли. Там пока не знают, как освободить от крошки территорию самого предприятия.
Пока дорожники думают, «золотую горку» либо разворуют, либо она «спечется» под палящим солнцем в гигантский монолит. Или монумент. Человеческой нерасторопности.
Леонид МУРАВЬЕВ
Источник: Вечерние Челны