Исходя из стратегии развития России до 2020 года, дорожное хозяйство страны ждет "жесткая модернизация" с увеличением инвестиций. Причем, большую часть финансирования предложено возложить на автовладельцев. Экспертная группа, работающая над стратегией, подсчитала, что с каждого водителя в год на дорожную отрасль необходимо собрать 20 тысяч рублей и 45-50 тысяч рублей с автовладельцев мегаполисов. Эксперт TatCenter.ru утверждает, что если такие меры будут поддержаны, то в России пройдет череда митингов, а водители откажутся от автомобилей.
Экспертная группа, работающая над стратегией развития России до 2020 года, делает вывод, что главная проблема дорожной отрасли – нехватка инвестиций. По ее мнению, если ничего не менять, то и к 2020 году их уровень будет, как и сейчас, составлять 2,2-2,5% ВВП, из которых на федеральный бюджет приходится 0,8-0,9%. В этом случае отрасль начнет развиваться по инерционному сценарию. В отчете экспертов говорится, что такая схема подходит для "железнодорожного, авиационного, морского и речного транспорта", а вот дорожной отрасли нужна "жесткая модернизация". Заключаться она должна, по мнению экспертов, в увеличении финансирования до 4-4,5% ВВП к обозначенному сроку.
Большую часть финансовой нагрузки предлагается возложить на автовладельцев страны. Конечно, сейчас водители обеспечивают некоторую часть инвестиций в дорожную отрасль, оплачивая транспортный налог и акцизы на топливо, однако, видимо этой суммы недостаточно. Эксперты подсчитали, сколько надо взять с каждого водителя в год, чтобы обеспечить нужные показатели – 20 тысяч рублей в среднем по стране и 45-50 тысяч рублей с автовладельцев мегаполисов.
Указанная сумма должна набираться за счет повышения акцизов, пояснил руководитель профильной группы, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Постепенно к 2015 году акциз вырастет до 7-8 рублей за литр топлива. В ближайшие два года предусмотрено повышение на 1 рубль в год. Компенсировать рост цен на топливо предлагается за счет повышения качества этого топлива. Государство обяжет нефтяников повышать эффективность переработки. Между тем, транспортный налог повышать не будут. Как пояснил, глава группы, слишком уж непопулярная это мера.
Кроме роста акцизов эксперты предлагают ввести дополнительные платежи, например, за хранение и парковку автомобиля. Компенсировать эти затраты планируется за счет "кардинального улучшения ситуации с парковкой", которое должно произойти в следующем году, обещают эксперты. "Может, кто-то решит пересесть на метро", - цитируют Блинкина "Ведомости".
Авторы стратегии не ограничились 2020 годом и предложили после этой даты заменить все налоги единым платежом – за километр пробега. Рассчитываться универсальный налог будет на основе данных GPS-трека автомобиля в зависимости от категории дороги, по которой машина проехала, характеристик самой машины и ее владельца. При введении такого налога платные дороги как отдельная категория дорог уйдут в прошлое.
Эксперт TatCenter.ru Евгений Горожанин, заместитель директора Казанской школы высшего водительского мастерства, узнав о предлагаемых изменениях в дорожном хозяйстве, был очень возмущен. По его словам, на дороги правительство выделяет и так много денег, а результата положительного нет.
Евгений Горожанин:
- Я возмущен такими предложениями. Автомобилисты итак платят транспортный налог, каждую весну-осень большегрузы покупают пропуска для проезда по дорогам, постоянно растет стоимость бензина, а тут еще одно повышение. Я категорически против. Если поднимут акцизы, то пора поставить машину в гараж и ездить на велосипеде. Думаю, что повышение выплат вряд ли найдет поддержку, а если все же эти меры будут приняты, то начнутся забастовки, митинги.
Екатерина Харитонова
Источник: www.info.tatcenter.ru