Союз архитекторов России (САР) направил в министерство регионального развития (Минрегион) России предложения по созданию комплексной схемы территориального планирования РФ, рассказал во вторник РИА Новости вице-президент САР Максим Перов.
Он пояснил, что в данном случае речь идет о законе о стратегическом планировании, который готовит Минэкономразвития РФ.
"Внутри этого закона "зашиты" предложения о стратегии регионального развития и соответствующие документы территориального планирования. Будет ли оно называться схемой расселения, или комплексной схемой терпланирования - не имеет значения. Это очевидно необходимая вещь", - сказал собеседник агентства.
Он отметил, что напрямую такие предложения, к сожалению, не проходят.
Поэтому, если они будут приняты в рамках закона Минэкономразвития, тогда они войдут в Градкодекс, указал эксперт.
"Если делается, например, Генплан для Москвы - это комплексный, а не отраслевой документ. Для России в целом такого нет, а должно быть", - сказал Перов.
Он пояснил, что документ будет являться основанием для последующих управленческих решений.
Эксперт рассказал, что если государство ориентируется сейчас на инновационные технологии, то надо создавать среду, а это всегда городская среда.
В качестве примера он привел транспортную схему.
"Транспорт сам по себе не существует, а перевозит людей и грузы. Чтобы это планировать, надо понимать, что будет в точке отправления и точке прибытия. Соответственно, нужно смотреть, что в этих пунктах будет развиваться и что нужно поддерживать в масштабе страны", - пояснил эксперт.
Он добавил, что такая поддержка не означает, что федеральное правительство будет инвестировать в отдельный завод, а вместо этого будет поддерживать и развивать тот или иной регион различными экономическими моделями.
"На федеральном уровне это должно быть не в виде таблиц, а в виде карты, тогда это развитие будет наглядным", - сказал Перов.
Как считает эксперт, дублировать "Стратегию 2020" схема расселения не может, она должна делаться на ее основе.
"Чем конкретнее будет исходная социально-экономическая стратегия, тем легче градостроителям это будет перенести на карту. Территориальное планирование - есть проекция стратегии на землю. Не привязав стратегию к земле, ее невозможно реализовать", - считает эксперт.
Он также пояснил, что документы, показывающие развитие территории РФ, могут не только способствовать развитию регионов, но и развитию столицы.
В частности, он считает, что за пределами Москвы нужно брать во внимание не только города Московской области, но и региональные центры.
Он указал, что после усовершенствования транспортной системы РЖД время от региональных городов до столицы сократится значительно и Москва получит дополнительный приток населения.
"Если это мы не будем учитывать, мы превратимся в столицу Мексики, где транспортные проблемы уже не решаемы", - привел пример Перов.
Как сказал в ходе обсуждения конкурсных работ по развитию Московской агломерации зампредседателя Совета по градразвитию Москвы Союза московских архитекторов Марк Гурари, сейчас за Уралом живет менее 20% населения, и основная часть жителей сконцентрирована в ЦФО, в частности, в Московском регионе.
Эксперт считает, что если не ограничивать рост Москвы, то будет заложен механизм, который будет действовать как снежный ком и привлекать все больше и больше населения, в том числе и в качестве рабочей силы.
"Получится, что вся страна будет работать на Москву. Надо передать часть инвестиций в провинцию. Решение проблем Москвы неотрывно от инвестиций в регионы", - считает Гурари.