Протяженность скоростных дорог в РФ к 2030 году должна достичь 12 тыс. км.
Протяженность скоростных дорог в РФ к 2030 году должна достичь 12 тыс. км.
«Автодор» на конференции в Париже представил инвесторам свою стратегию до 2030 года - весной следующего года она должна быть опубликована для общественного обсуждения.
Согласно стратегии «Автодора», к 2030 г. протяженность сети скоростных дорог достигнет 12000 км. Сформируются новые транспортные коридоры: помимо уже заявленных планов создания международного коридора Европа - Западный Китай (через Санкт-Петербург, Москву (ЦКАД), Нижний Новгород, Казань и Оренбургскую обл.) появятся коридор Москва - Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург - Омск, автомагистраль «Юго-Западная хорда» (от Нижнего Новгорода до трассы М4 «Дон») и коридор от границы с Белоруссией до границы с Казахстаном.
Выполнение планов госкомпании потребует масштабных инвестиций. Цена нынешней десятилетней программы до 2019 г. - около 34 млрд евро, из них лишь 9 млрд - частные инвестиции. В 2020-2030 гг. финансирование должно существенно увеличиться - до 18 млрд евро в 2030 г., частные инвестиции должны достигнуть 6 млрд.
Российская инфраструктура так сильно деградировала, что иностранные инвесторы могут выбрать из огромного количества проектов - и им будут рады, уверял замначальника управления государственных и муниципальных проектов Сбербанка Андрей Карасев. Но пока иностранцы сталкиваются с многочисленными трудностями. Сжатые сроки конкурсов по госзаказу не позволяют внимательно ознакомиться с документацией, заметил зампред правления «Автодора» Александр Носов, поэтому сроки конкурсов «Автодора» составляют не менее 6-7 месяцев.
Зачастую компаниям приходится вносить изменения в первоначальный проект «Автодора». Например, Северо-западной концессионной компании (СЗКК) пришлось дважды согласовывать существенные поправки в проект участка трассы Москва - Санкт-Петербург, рассказал член совета директоров СЗКК Антон Стадников. В новых инвестпроектах «Автодор» намерен предлагать частникам самим спроектировать трассу, а компании, проигравшие тендер, получат компенсацию затрат.
«Автодор» готов учиться на первых проектах, чтобы оптимизировать решения на будущее, заверил инвесторов Кельбах. После задержки в передаче земли для строительства трассы Москва - Санкт-Петербург из-за скандала вокруг Химкинского леса «Автодор» теперь начинает готовить территорию для строительства за два года до запуска проекта, привел он пример.
Иностранных инвесторов останавливают и валютные риски, ведь автодорожные проекты генерируют рублевую выручку, отметили банкиры, участвовавшие в конференции. Большую часть рублевого финансирования для российских проектов, скорее всего, будут предоставлять российские банки и пенсионные фонды, говорит партнер Gide Loyrette Nouel Александр Долгов. Но привлечение ведущих иностранных компаний крайне важно для грамотного структурирования проектов, доступа к передовым технологиям и развития конкурентоспособного рынка государственно-частного партнерства в России, замечает он.
Главное в партнерстве - технологии, ГЧП - это не способ привлечения средств, считает президент Piron Consulting Венсан Пирон. Два участника встречи признались, что хотели бы больше знать о будущих проектах. Менеджер Bouyugues отметил, что его компания «пристально смотрит» на проект по строительству и эксплуатации платного обхода Ногинска.
Трудно сказать, насколько реалистичны планы «Автодора», говорит топ-менеджер иностранной строительной компании: нужно понять, насколько активно будет развиваться рынок платных дорог и их операторов в России. Сейчас иностранные компании могут эффективно работать в России только при наличии местного партнера, считает он, иначе разобраться в законодательстве и местной практике невозможно. Например, французская Vinci, в 2011 г. пройдя предквалификацию на конкурс по операторскому соглашению для работы на М4 «Дон», не смогла подать конкурсное предложение, зато успешно ведет работы на трассе Москва - Санкт-Петербург в партнерстве с «Мостотрестом»