Собор Ланской Богоматери.
Собор Ланской Богоматери.
Собор Ланской Богоматери (Cathédrale Notre-Dame de Laon) — знаменитый готический собор в пикардийском городе Лан (Франция).
Длина собора — 110,50 м; ширина — 30,65 м; высота центрального нефа — 24 м; трансепт в ширину — 22 м; длина трансепта — 54 м ; высота башен западного фасада — 56 м.
Собор в Лане возведен во второй половине XII века - в эпоху ранней готики, поэтому в его архитектуре еще местами присутствуют романские мотивы. Строительство собора началось в 1160 году и в основном было завершено, вместе с тремя фасадами, западным и крыльев трансепта, к 1200 году. Только башни фасадов достраивались в первые десятилетия XIII века, да между 1205 и 1215 годами был перестроен хор.
Собор Ланской Богоматери отличается от большинства французских соборов, романских, современных ему и более поздних, тем, что он стоит не внутри города, в окружении домов, а отдельно, на холме, подобно замку или монастырю. Архитектор, спроектировавший собор в середине XII века, не был свободен в выборе места. Новое здание должно было заменить собой ранее существовавшее, разрушенное во время городского восстания 1111 года.
Собор в Лане первоначально представлял собой базилику с галереей, деамбулаторием и длинным трансептом. Западный фасад и фаса¬ды трансептов предполагалось украсить двойными башнями. Однако, исполнить это намерение удалось лишь в отношении главного, западного фасада. Над средокрестием также была возведена низкая башня, через которую обильно поступает свет (оставшийся романский мотив). У южного рукава трансепта высится еще одна башня, напоминающая итальянские кампанилы. Уже у современников она славилась своей красотой. Архитектор Виллар д'Оннекур (XIII в.) говорил о ней: «Во многих землях я бывал, но нигде не видел такой башни, как в Лане». Благодаря башням, четкий силуэт здания стал хорошо виден издалека. Последнему обстоятельству способствовало и то, что собор Нотр-Дам в Лане возвышается на холме над широкой равниной.
В отличие от многих готических церквей, величественный облик собора в Лане формируется не за счет контрастного противопоставления различных частей здания, а благодаря цельности восприятия конструкции и декора. Его создатели сохранили этот принцип и после 1200 года, когда старый хор (построенный за 40 лет до этого) был заменен на новый, более длинный и просторный. В таком виде он сохранился и по сей день. Стиль нового хора в точности со¬ответствует стилю более ранних частей здания. Иными словами, строители собора вернулись к архитектурному стилю сорокалетней давности, невзирая на то, что за это время развитие архитектуры ус¬пело сильно измениться. О причинах, по которым было решено снести старый хор и построить новый, можно только до¬гадываться. Возможно, члены капитула богатого и влиятельного собора сочли старый хор слишком тесным и невзрачным? Или их беспокоило, что паломники, поднявшись на галерею, могли обойти кругом все здание, нарушая святыню алтарной части? Последняя гипоте¬за подтверждается тем, что новый хор заблокировал участок гале¬реи, проходивший вдоль восточной стены. Не исключено также, что реконструкция была предпринята по эстетическим соображениям: ведь в результате, хор почти сравнялся с центральным нефом по длине, и обе части здания стали располагаться симметрично относительно средокрес¬тия. К тому же, над тремя стрельчатыми окнами нового хора появи¬лось большое окно-роза – точная копия находящегося напро¬тив окна-розы на западном фасаде. Т.к на обоих фасадах трансепта окна-розы располагались еще до начала реконструкции, оказалось, что на все четыре стороны от средокрестия пришлось по большому окну-розе. Иными слова¬ми, проведенные с хором изменения способствовали созданию значительно более цельного и единообразного интерьера здания.
Западный фасад собора в Лане (возведенный в последние годы XII века) – значительное достижение готической архитектуры. Он имеет необычайный для ранней французской готики вид. Этот фасад представляет собой двухбашенный пример старого типа, который последовательно подкреплен в интерьере здания, благодаря чему фасад впервые естественно вписался в общую композицию здания, а не остался стоять перед ним независимым архитектурным блоком. Общая композиция тяжелых архитектурных масс фасада, создающих сильные контрасты света и тени, частичное сохранение плоскости стены во втором ярусе связаны еще с романским зодчеством. В нижнем ярусе выступают крыльца, пристроенные к трем порталам и первоначально сообщавшиеся между собой. При этом фасад демонстрирует присущее зодчему великолепное чувство ритма и пространственной формы: порталы резко выдаются вперед, напоминая триумфальные арки, а окна над порталами, обрамляющие великолепное окно-розу, уходят далеко вглубь стены. Отсутствующая «галлерея королей» заменена образующей третий ярус глубокой аркадой. Над ней — две башни, имеющие по нескольку ярусов и украшенные ажурными угловыми лоджиями, все более стройными и легкими по мере приближения к верху. Башни служат логическим продолжением нижней части фасада, а не просто надстроены над ним, как это часто было в предшествующих по времени соборах. Архитектор, проектировавший западный фасад собора, добился этого эффекта тем, что чрезвычайно искусно замаскировал передние контрфорсы: с первого взгляда трудно даже заметить, что они начинаются от порталов и поднимаются к башням между окнами. Современники так высоко ценили западный фасад собора в Лане, что возникло множество его имитаций. Уже в начале 20-х годов XIII века средневековый художник и зодчий Виллар д’Оннекур включил его изображе¬ние в свой знаменитый альбом, заявив, что не видел ничего пре¬краснее.
Северный портал посвящен детству Христа. Мы видим сцены Благовещения, Рождества, Возвещения пастухам о рождении Иисуса Христа и Поклонения волхвов. В центральном портале нашла воплощение тема коронации Девы Марии. Снизу изображена сцена Успения Богородицы. Южный портал посвящен Страшному суду. Считается, что источником вдохновения для скульпторов послужила церковь аббатства Сен-Дени.
Отличительное свойство Ланского собора — это возникшее у его архитектора, впервые с момента рождения готической идеи, принципиальное, программное стремление построить здание как целостный организм. Созданная архитектором концепция собора еще на стадии проекта предусматривала сооружение не только соборного корпуса, но и фасадов, и башен. Удачей, обусловленной благоприятными обстоятельствами — политической заинтересованностью короля в строительстве собора, богатством капитула и города, явилось то, что вся эта концепция действительно была проведена в жизнь, причем за полвека, то есть в пределах одного эволюционного этапа.
Источник: Собственный источник.