Стиль жизни вместо кирпича и бетона.
Стиль жизни вместо кирпича и бетона.
Снижение спроса на жилье вынуждает застройщиков всё активнее конкурировать за потребителя: предметом продажи в кризис становятся не просто квадратные метры, а стиль жизни. Как разные девелоперы переживают спад и что в сложившейся ситуации делать покупателю, обсудили участники круглого стола на площадке ведущей строительной и интерьерной выставки MosBuild 2015.
Проектов без скидок сейчас нет»
Декабрьский ажиотаж на рынке жилья по некоторым проектам взвинтил цены на 30%, однако уже в январе спрос упал, и девелоперы были вынуждены корректировать цены. «Проектов, где бы не было скидок, сейчас нет, - рассказал на прошедшем накануне круглом столе «Рынок жилищного строительства: уроки кризиса и взгляд в будущее» руководитель департамента аналитики и консалтинга «БЕСТ-Новострой» Сергей Лобжанидзе. - Некоторые из застройщиков предлагают скидки, беспроцентные рассрочки на очень продолжительный срок, в том числе и до завершающей стадии строительной готовности. Некоторые избрали другую стратегию, например, предлагая ипотеку под 8%». В таких случаях речь, разумеется, идет о маркетинговых ставках, и скидка уже заложена в стоимость квадратного метра.
По оценкам Лобжанидзе, падение спроса в первом кварател 2015 года составило 30%. «Определенные ожидания связаны сейчас с ипотекой. Но, судя по итогам марта, мы каким-то особенным оптимизмом поделиться не можем. Будем надеяться, что сработает сезонность, и апрель даст лучшие результаты», - заключил эксперт.
Впрочем, в чем-то кризис сыграл рынку на руку. Так, например, все больше застройщиков пошли по пути увеличения функциональности квартир, в панельных домах строители уходят от стандартной квартирографии. В более общем смысле речь идет о проектах, ориентированных прежде всего на создание гармоничной среды. «Девелоперы перестроятся и будут предлагать своим клиентам стиль жизни, а не только кирпич и бетон», - уверен Лобжанидзе.
Купите это немедленно
О рынке новостроек Подмосковья рассказал в своем выступлении руководитель аналитического центра «ОПИН» Денис Бобков. По его данным, в первом квартале 2015 года цены выросли в среднем на 3%, объем предложения увеличился на 7% и сейчас составляет 3,8 млн кв м. Всего на рынок вышло 16 новых проектов, большинство из которых относится к комфорт-классу. «Если говорить о сегментах, которые менее чувствительны к ипотеке, - это сегменты бизнес- и премиум-класса, - то по ним за эти три месяца зафиксировано увеличение количество сделок на 11% по сравнению с первым кварталом 2014 года», - отметил Бобков.
По его прогнозам, в ближайший год популярностью будут пользоваться новостройки, находящиеся на достаточно высоких стадиях строительной готовности со сдачей в этом или следующем году. Простимулирует продажи и льготная ипотека. Лучше взять сегодня кредит под 12%, чем завтра при той же зарплате под 15%, - подытожил эксперт.
Рынок покупателя
Несмотря на то, что застройщики прибегают к самым разным стратегиям, сегодняшний рынок - это рынок покупателя, считает директор департамента аналитики и консалтинга «Метриум Групп» Анна Соколова. Чаще всего застройщики предлагают клиентам скидку при стопроцентной оплате. Если раньше размер дисконта составлял 3%, то сейчас он доходит уже до 5-7%. Кроме того, эффективной мерой стимулирования спроса являются рассрочки на срок от 1 до 5 и более лет.
Таким образом, у покупателя сегодня есть возможность купить квартиру с ощутимой выгодой. «Оценивая проекты, следует обратить внимание на застройщика, - советует Соколова. - Он должны быть с хорошим портфолио, с хорошим реноме. Второй момент - наличие крупного финансового партнера в проекте. Это значит, что проект будет достроен. Третий - подрядчики. Это должна быть крупная организация».