«Хрущевка» — собирательное название для типичных пятиэтажных панельных домов, без которых не обходится не только редкий город постсоветского пространства, но и редкий квартал. За 25 лет было построено 10 % всего жилфонда страны — так быстро и много, как в период хрущевской индустриализации в СССР, не строили никогда.
Отдельные опыты экспериментального блочного жилого строительства осуществлялись еще до войны: уже в 1927 году в Москве было построено два шестиэтажных жилых дома, стены которых сложены из крупных офактуренных блоков. <...> В послевоенное время за разработку панельных жилых домов взялась мастерская М. В. Посохина. Крупный экспериментальный проект того времени — дом на Хорошевском шоссе в Москве. Построили его Михаил Посохин и Ашот Мндоянц всего через три года после того, как в 1949 году по их же проекту закончилась стройка высотки на площади Восстания (ныне Кудринской). Инженером дома на Хорошевском выступил В. Лагутенко, впоследствии — главный строитель хрущевок. Тут им была разработана собственная система: каркас для домов изготавливали в металлических формах прямо на строительной площадке. Заводской базы пока еще не было, и все строительно-монтажные работы велись полукустарным способом. Тем не менее после первого экспериментального дома в том же районе „поточно-скоростным методом“ было возведено в две очереди 15 жилых домов этого конструктивного типа. За декором дома на Хорошевском шоссе не сразу можно распознать хрущевку. Дом украшен навесными деталями — гирляндами, расположенными под окнами, — а пилястры в простенках закрывают швы между плитами. Возможно, хрущевки могли бы выглядеть как дом на Хорошевском шоссе, не будь принято знаменитое хрущевское постановление „Об устранении излишеств в проектировании и строительстве“. После этого профессиональная пресса стала смотреть на посохинский дом совершенно другими глазами: „Серьезным недостатком домов на Хорошевском шоссе является применение навесных архитектурных деталей — обрамлений окон, гирлянд под окнами и др. Мы воспринимаем эти детали не только как архитектурные излишества — они органически противопоказаны самой природе заводского домостроения“.
Эксперименты по поиску единой типологии продолжались, пока наконец не была построена серия К-7, которая стала первым проектом массового строительства. Проект пятиэтажного дома типа К-7 был разработан Виталием Лагутенко. Главное достоинство его дома было в дешевизне и простоте — минимальный размер квартир, отсутствие подвала. Зато дом был предельно прост для изготовителей, собирался как этажерка и монтировался методом „без раствора“. Он весь состоял всего из двух десятков наименований изделий и строился комплексной бригадой, работающей в три смены, — сантехники, электрики, штукатуры и столяры работали параллельно с монтажниками. Через два года отработки этого метода четырехсекционный пятиэтажный дом К-7 монтировался за рекордные сроки — всего 12 рабочих дней. Именно такой проект лучше всего соответствовал требованиям времени.
Дома серии К-7 в своей первоначальной модификации строились до 1966. Это была самая знаковая, но, конечно, не единственная серия. Появлялись и новые серии хрущевок, а позже им на смену пришли брежневки. С 1959 по 1985 год в СССР было построено 290 млн кв. метров общей площади. Это примерно 5,8 млн квартир, 10 % нынешнего жилого фонда. Заводская линия ДСК в своем готовом виде, то есть вместе с линией заводов, стала „экспортным товаром“. Она экспортировалась во Вьетнам и в Китай, ее подарили Кубе, где те же хрущевки (с минимальными изменениями) смотрят окнами на Карибское море. Хрущевками „заделывали дыры“ в разбомбленных послевоенных городах западных республик СССР. Хрущевки строились за полярным кругом. Благодаря хрущевкам стало возможным возводить военные и индустриальные города в труднодоступных местностях. Хрущевки стали первой альтернативой баракам и палаткам, в которых в чудовищных условиях жили рабочие и строители индустриальных моногородов. И главное, везде они обеспечивали единые жизненные стандарты, одновременно давая людям возможность наладить свой личный быт.
До сих пор по приблизительным подсчетам в советских пятиэтажках живет 8,6 млн россиян. Хрущевки выработали свой срок службы, и теперь их сносят. В Москве осталось снести около 300 пятиэтажек».
Источник: arzamas.academy