Появятся ли в России деревянные многоэтажки.
Появятся ли в России деревянные многоэтажки.
Что строят
Первые деревянные небоскребы стали появляться в Европе еще в 2000-е годы. Самые известные из них - девятиэтажный Stadthaus в Лондоне, десятиэтажный Forté Building в Мельбурне и девятиэтажный Puukuokka в Ювяскюле, Финляндия. Башни из дерева активно строят в Швеции, Финляндии, Норвегии, Швейцарии.
В России самым громким достижением на ниве высотного деревянного строительства стала печально известная 13-этажная постройка бизнесмена Николая Сутягина, сначала укороченная местными властями до размера стандартного деревянного домика, а потом и вовсе стертая с лица земли.
К теме масштабного деревянного строительства чиновники вернулись в конце прошлого года, когда стало известно о намерении сразу нескольких ведомств ввести квоты на использование деревянных стройматериалов в рамках госпрограмм по строительству. Впрочем, речь шла преимущественно о малоэтажном строительстве.
Как строят
По словам директора по бизнес-процессам производственно-строительной компании «Вудвилль» Сергея Карманова, в деревянном многоэтажном домостроении применяются технологии CLT, LVL, используются каркасы из клееного бруса и панели из МHМ, а также смешанная технология с монолитным каркасом и ограждающими из деревянных панелей.
CLT (Cross Laminated Timber) - это стеновые панели, которые получают путем склеивания дощатых щитов под высоким давлением. Похожим образом производится хорошо знакомый российскому рынку клееный брус, однако в отличие от последнего, в CLT-панелях направление волокон в каждом новом слое перпендикулярно предыдущему.
LVL - брус из клееного шпона (Laminated Veneer Lumber), изготовленный по технологии склейки нескольких слоев лущеного шпона хвойных пород. Волокна древесины смежных слоев располагаются параллельно, что отличает ЛВЛ от фанеры.
Технология MHM предполагает строительство из массивных деревянных панелей, которые крестообразно укладываются в слои (продольно и поперечно) и скрепляются алюминиевыми желобчатыми штифтами послойно по диагонали через каждые 15 сантиметров.
Что мешает строить
«Самые известные проекты - это дома из клееного бруса в виде каркаса, где ограждающие конструкции и перекрытия - CLT, MHM. У нас эти технологии появились недавно, в начале 2000-х, а клееные конструкции в России применяются с середины прошлого века. Эти технологии у нас сейчас развиты сравнительно слабо, так как в строительстве в угоду низкой стоимости и погоне за сверхприбылями на качество и экологичность строительных материалов внимания не обращают», - говорит Карманов.
Преимущества таких технологий очевидны: здоровый климат в здании, быстрота возведения, наличие сырья - дерева. Проблема в том, что для производства деревянных материалов требуется особое оборудование - как правило, зарубежное. «В России нет аналогов такой техники, поэтому вся она зарубежная. Получается, что во всей схеме производства отечественный - только лес, поэтому пока это дорого и еще долго таким останется», - считает Максим Иванов, менеджер компании Holz-House, которая занимается проектированием и строительством деревянных домов.
«В России часть подобного оборудования производится, но качество его ниже импортного, зато оно на порядок дешевле. При наличии широкого спроса и стимулировании производителей оборудования российские предприятия вполне могли бы начать его производство, как сделал Китай», - отмечает, в свою очередь, представитель «Вудвилль»
Еще одной статьей расходов являются затраты на химические пропитки и клеевые системы. В России их нет, равно как и самой химической промышленности для нужд строительства. «Сейчас мы закупаем смолы и клеи на западе, хотя в России есть производственные мощности и технологии для их производства. Есть проблемы в сырье для производства качественных нетоксичных клеев, например, меламин, который мы вынуждены закупать, но при желании эту проблему также можно решить», - считает эксперт.
«Люди у нас негибкие»
По российскому законодательству, максимальная высота для деревянных зданий составляет три этажа, и увеличивать лимит власти пока не собираются. Кроме того, чтобы возводить деревянные объекты выше трех этажей, компания должна получить специальную лицензию и вступить в СРО, что многие предприятия считают «отплачиванием денег непонятно кому». «Если на законодательном уровне примут закон о том, что не надо входить в СРО, если хочешь строить здания до четырех этажей, то будет два варианта событий: либо дома будут падать, либо все благополучно будет застраиваться. В этом случае строительство, возможно, со временем удешевится», - полагает Максим Иванов.
И все же, главными препятствием на пути «шествия» деревянных многоэтажек в массы являются сами строители. По словам кемеровского архитектора Евгения Лапердина, мешает известный консерватизм отрасли. «Я уже порядка семи лет пытаюсь расшевелить строительные компании в плане того, что нужно переходить на деревянный каркас плюс тот или иной наполнитель, утеплитель. Но никто не хочет этим заниматься. У людей есть свои заводы, ДСК, и они используют, в первую очередь, кирпичные материалы. Деревянное домостроение - направление новое, а люди у нас негибкие. Если сверху скажут, тогда они будут. А снизу - это нереально», - резюмирует специалист.
Екатерина Литвинцева
Источник: www.radidomapro.ru