Задача для минстроя Татарстана: "Как залить воду под "лежащий камень?"
Задача для минстроя Татарстана: "Как залить воду под "лежащий камень?"
Татарстанские минстрой и Корпорация развития экспорта подписали соглашение, которое поможет производителям стройматериалов в реализации продукции. Сейчас стройматериалы «made in Tatarstan» остаются невостребованными.
Как рассказал РБК-Татарстан гендиректор Корпорации развития экспорта РТ Айрат Назмеев, подписанное с министерством строительства республики соглашение поможет производителям стройматериалов РТ выйти на внешние рынки. Оказать помощь предприятиям структуре поручил президент Татарстана Рустам Минниханов.
Почему потребление не провоцирует предложение?
Министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин сообщил в ходе совещания, которое предваряло подписание соглашения, что потребление производимых в республике стройматериалов необходимо активизировать, как в самом Татарстане, так и за его пределами. Несмотря на то, что производимой в РТ продукции хватит для обеспечения стройкомплекса половины страны, сейчас она и на собственном рынке востребована не в полном объеме. И дело не в цене или качестве, отметил министр.
Например, компания «Аксолит» при мощности производства гипсокартона в 25 млн кв.метров в прошлом году реализовала в РТ только 400 тыс.кв.метров. ООО «Аракчинский гипс» Талгата Абдуллина не продал ни одного "квадрата". При этом Татарстан ежегодно потребляет около 12 млн кв.метров гипсокартона, констатировал И.Файзуллин. Еще один пример – производство кирпича. При запасах глин, которыми обладает республика, можно было бы выпускать до 1 млрд штук условного кирпича в год, однако по факту – изготавливается лишь 500 миллионов.
«Традиционно сложился такой рынок, что наши подрядчики привыкли закупать гипсокартон «Кнауф». Я не говорю, что это хорошо или плохо, но добавленная стоимость с наших предприятий не остается в республике. Хотя и то, и другое предприятие проинвестировали приличные финансовые ресурсы в развитие производства. Сегодня «Фоника гипс» (находится под управлением ООО «Аксолит» - РБК-Татарстан), наверное, одно из самых современных предприятий в стране по выпуску гипсокартона, а то и в мире», - сказал глава минстроя РТ. Однако тот же «Кнауф», считает министр, сумел наладить удобную для клиентов систему продажи своей продукции: скидки, рассрочку по платежам, доставку на стройплощадку и так далее.
Как "залить воду под лежащий камень"?
Начальник отдела промышленности, строительных материалов и технологий министерства Оксана Модина рассказала, что в республике сегодня работает 550 предприятий, производящих строительные материалы. Из них железобетонные изделия производят 64 завода. 4 завода сосредоточены на крупнопанельном домостроении. 13 производителей выпускают теплоизоляционные материалы, работают 24 завода керамического и 3 производства силикатного кирпича. В 2015 году объем отгруженной продукции составил 33,78 млрд рублей, что на 19,5% больше, чем годом ранее. Начиная с 2010 года, в республике ввели в строй более сотни новых предприятий по производству стройматериалов. В 2016 году отрасль должна прирасти еще 7 крупными проектами. Так, в Выскогорском районе РТ будет достроен цементный терминал ООО «Хопсим Рус» на 4 тыс.тонн, два завода появятся в ОЭЗ «Алабуга»: ООО «Амитек» (производство стеклопластиковых труб и фасонных изделий) и ООО «Комбинат энергосберегающих материалов «Уоллсейвинг» (сэндвич-панелей), и так далее.
В сложившихся условиях, считает представитель минстроя, татарстанским заводам необходимо предпринять меры, чтобы усилить работу по продвижению своих изделий в РТ и за ее пределами. По мнению О.Модиной, нужно сосредоточиться на рекламе, решить вопросы доставки продукции покупателям, активнее работать с крупными малыми торговыми сетями и так далее. Она посоветовала разработать новые планы развития предприятий для выхода на новые рынки сбыта и создания товаропроводящей сети.
«Зачем нам это нужно? Чтобы мы получили возможность, развивая ваш внешний рынок, покупать вашу продукцию дешевле. Объем строительных работ у нас увеличился на 1 млрд рублей за счет Года водоохранных зон плюс появилась программа по капитальному ремонту сельсоветов – это 100 млн рублей на 50 объектов», - заявил Ирек Файзуллин.
В 2016 году по социальным и другим программам, добавил он, объем строительных работ составит не менее 320 млрд рублей. Министр заявил, что дал поручение своим заместителям помогать татарстанским предприятиям. Однако «под лежачий камень вода не течет», констатировал он. В случае необходимости глава минстроя призвал руководителей перепрофилировать свои производственные линии, актуализируя ассортимент. Например, отметил он, Татарстану явно не нужны новые кирпичные заводы.
Как вывести производителя на внешний рынок?
По словам главы Корпорации экспорта Айрата Назмеева, его структура уже начала сотрудничество с некоторыми предприятиями Татарстана, в их числе - «Еврокомпозит», завод сводных профилей, «Камэнергостройпром», ЖБИ-5, «Аксолит» и другие. В 2015 году продукцию татарстанских заводов презентовали в Москве, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, Крыму. С помощью представительств РТ и торговых домов в регионах России и странах ближнего зарубежья налажена работа с потенциальными заказчиками. В 2016 году, сообщил Назмеев РБК-Татарстан, корпорация намерена представить возможности татарстанского бизнеса в Челябинске, Ульяновске, Москве, Санкт-Петербурге, а также Казахстане.
«В зависимости от списка выезжающих предприятий, мы готовим адресные встречи с профильными министерствами и ведомствами региона, куда планируется визит. Подготавливаются встречи с проектантами, архитекторами, крупными заказчиками, застройщиками, девелоперами и потенциальными потребителями стройматериалов и услуг», - рассказал А.Назмеев. По его словам, встречи в формате b2b «имеет успех».
Представители бизнеса поддержали главу Корпорации экспорта РТ, заявив, что помощь в выходе на рынки за пределами республики им пришлась весьма кстати. Коммерческий директор ООО «Еврокомпозит» Инсаф Хафизов высказал мнение, что рынок стройматериалов РТ сузился и, в результате, стал очень конкурентным. Многим крупным игрокам, считает он, нужно уходить в другие регионы. Он высказал пожелание, чтобы в будущем корпорация экспорта расширила охват территорий для продвижения татарстанских производителей. Коммерческий директор «Казанского завода синтетического каучука» Рафис Сабиров посетовал, что зачастую переговоры с заказчиками и проектировщиками превращаются в «замкнутый круг». Он попросил у минстроя содействия в проведении переговоров или обучении.
Гендиректор производителя климатического оборудования ООО «ПП «ТехВент» Гумар Нагаметзянов рассказал, что сотрудничество с Корпорацией экспорта РТ началось в мае 2015 года. Необходимость «выйти» за пределы РТ, отметил он, назрела давно.
«За это время мы выезжали в регионы – в Москву, в Крым и другие. На сегодня мы работаем в данных городах и регионах с проектировщиками по объектам. Надеемся на результат в течение года-двух», - рассказал Нагаметзянов.