Китай готов кредитовать ВСМ Москва - Казань без госгарантий.
Китай готов кредитовать ВСМ Москва - Казань без госгарантий.
Китай готов кредитовать российские инфраструктурные проекты без госгарантий. Накануне власти Поднебесной наконец одобрили кредит на строительство высокоскоростной магистрали Москва - Казань в размере 400 миллиардов рублей. Впрочем, некий аналог госгарантий в будущем соглашении всё же предусмотрен. Не ясно и то, начнут ли строительство вообще.
Китай отказался от требований госгарантий по кредиту на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) «Москва - Казань», пишет «Коммерсант». Речь идет о займе в 400 млрд. руб. от China Development Bank.
Изначально на переговорах совместной группы по проекту китайская сторона настаивала на госгарантиях. Но после отказа Минфина, Минтранса и Минэкономразвития смягчила свою позицию. Впрочем, частично риски партнеров из КНР все же будут компенсированы.
Дело в том, что ВСМ «Москва - Казань» будет финансироваться по схеме концессии. Согласно проекту документа, предусмотрена минимальная гарантированная доходность компании-концессионера. Соответственно, разницу между плановым и фактическим доходом от ВСМ в случае недостаточности последнего концессионеру возместят из бюджетных средств. Планируется, что соглашение подпишет Российская Федерация и консорциум инвесторов во главе с «дочкой» ОАО «РЖД» «Высокоскоростные магистрали».
Сейчас готовят документы по итоговому межправительственному договору о проекте между Россией и Китаем. Согласно предварительным планам, он будет подписан во время июньского визита Владимира Путина в Пекин, отметили источники издания.
Проект строительства магистрали получит финансирование не только в виде кредита от China Development Bank, но и в виде вклада КНР в акционерный капитал концессионера. Китай вложит 52 млрд руб. (в пересчете на доллары) в строительство первого участка Москва - Нижний Новгород и 1 млрд долл. в возведение второго от Нижнего Новгорода до Казани. Какой долей в консорциуме в итоге будет владеть Китай, не сообщается. Но уже ясно, что его суммарный вклад будет равен примерно 520 млрд руб.
С остальными источниками финансирования, похоже, возникают проблемы. По последним расчетам РЖД, бюджет проекта составляет уже 1,2 трлн руб. Откуда взять еще 700 млрд, не ясно.
Скоростную железную дорогу до Казани изначально планировали построить уже к чемпионату мира по футболу 2018 года. Однако в правительстве отнеслись к проекту без энтузиазма. Выделять деньги не стали ни из федерального бюджета, ни из ФНБ. В частности, в Минфине усомнились в востребованности ВСМ пассажирами и, соответственно, в окупаемости проекта. Средств на такие инвестиции в бюджете нет и сейчас, сомнения тоже никуда не делись, отмечали в апреле источники ряда СМИ в правительстве.
ОАО «РЖД» предлагало войти в капитал компании-концессионера и так называемым «смежникам»: потенциальным подрядчикам строительства, поставщикам локомотивов, железобетонных конструкций для мостов, рельс, и т. д. Но и они отнеслись к идее, мягко говоря, прохладно. По крайней мере, так утверждали источники «Коммерсанта» в ряде крупных компаний, на которые ориентировались в РЖД.
Дело в том, что, во-первых, и у «смежников» нет ясности в сроках окупаемости и, соответственно, инвестиционной привлекательности проекта. А во-вторых, непонятно, как в обмен на инвестиции обеспечат гарантии сбыта и контрактов. Ведь формально проводить конкурсные процедуры концессионеру все равно необходимо.
Источник: www.radidomapro.ru