Главный архитектор должен стать главным во всем архитектурном процессе. Сегодня же это, скорее, чиновник, от которого немного зависит
Мы хотим, чтобы наши города и села выглядели красивыми и современными, чтобы мы жили не в типовых коробках, а в удобных, радующих глаз домах. Решение этих задач напрямую зависит от архитекторов. Но сегодня его положение не отвечает той роли, которую он должен играть в обществе. На Совете главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований, который прошел на днях в Доме правительства Московской области, эту тему обсуждали горячо и заинтересованно.
Статусный вопрос
Как верно заметил в интервью нашему журналу президент Союза архитекторов РоссииАндрей Боков, сегодня градостроительная политика в России формируется небольшой группой крупных застройщиков. В итоге эта политика не сбалансирована, подстраивается под конкретные проекты, не носит долгосрочного характера — а ведь именно он в значительной степени определяет многие происходящие в стране процессы.
Выступая на Совете главных архитекторов, руководитель Минстроя России Михаил Мень, словно бы отвечая президенту Союза архитекторов, заявил, что прошедшийГоссовет по строительству поставил задачу усилить роль главных архитекторов. Для чего предложил подчинить их напрямую главам субъектов Федерации. Это важное решение, так как стране нужны не квадратные метры, а комфортная среда обитания.
Хотя это предложение Госсовета (к слову, к нему причастен и наш журнал, еще зимой опубликовавший то самое интервью с Андреем Боковым, которое вызвало большой интерес) носит рекомендательный характер, многие субъекты Федерации уже идут или, по крайней мере, намерены пойти по этому пути. При этом сами подходы могут быть разными, но в любом случае статусы архитектора и главного архитектора надо повышать.
Для выработки же градостроительной политики должны действовать градостроительные советы во главе с главным архитектором. В эту структуру должны входить руководители архитектурных служб всех муниципальных образований, считает министр.
На вопрос нашего корреспондента, не войдет ли такая подчиненность в противоречие с интересами муниципальных образований, министр ответил, что архитектурные решения должны и будут приниматься на региональных архитектурных советах. А это должно исключить конфликтные ситуации.
Необходимость в такой архитектурной вертикали еще больше повысится после принятия Федерального закона об обязательном применении проектов повторного применения (типовых проектов).
— Нас критикуют за то, что мы хотим вернуть назад советские типовые коробки, — сказал журналистам в Красногорске Михаил Мень. — Это не так. Архитектурные решения могут быть любые, речь идет о типовом проектировании в конструктивном плане. И здесь снова возрастает роль главных архитекторов, чтобы не повторился прежний опыт. Ведь после вступления в силу закона, использование типовых решений станет обязательным.
Этапы большого пути
Что такое градостроительная политика? Это выбор приоритетов и ценностей на длительный период, дает ответ на вопрос Андрей Боков. Градостроительная политика требует системного подхода. За послевоенный период мир в целом и Европа в частности прошли несколько ее этапов.
Сначала перед европейскими городами стояла задача насыщения их жильем. После того как она была в целом выполнена, они занялись транспортом. Затем пришла стадия зеленого и экологического строительства. Сегодня на первый план вышел вопрос формирования качественной среды обитания. Каждый этап, по оценке Андрея Владимировича, занял 10—15 лет.
Россия не прошла до конца эти этапы, у нас до сих пор главная цель всей градостроительной сферы — это строительство нового жилья. Но в наше время без создания соответствующего окружающего пространства уже невозможно никуда продвинуться.
Мы подошли к еще одной развилке, считает Андрей Боков, — это создание территориальных планов. Без них невозможно осуществлять стратегическое планирование. А его инструментом являются генпланы городов. Но пока все эти компоненты единого целого живут каждый сам по себе. Более того, многие пытаются убедить общественность, что генеральные планы и правила землепользования и застройки не нужны.
Архитекторы или бизнесмен?
Города развиваются циклично. В России это развитие отстает от западного, где уже сформирована качественная урбанизированная среда, для которой характерен комплексный взгляд на мир. У нас же до сих пор превалируют фрагментарные представления. Это отражается и на нашем архитектурном цехе. Большинство российских зодчих — скорее, дизайнеры по своей сути. Они занимаются фасадами зданий, интерьерами, скамейками во дворах. Но ими движет не стремление к созданию гармоничной среды, а интересы собственного бизнеса. Это не архитекторы, а бизнесмены.
Должно же быть одинаковое качество жизни, но в разных условиях и с использованием разных архитектурных форм. В СССР пытались все градостроительные задачи решить с помощью узкого набора типовых решений. В итоге жилищный вопрос так и не был решен, в том числе и по этой причине.
Сегодня Москва делится на две части: одну, условно говоря, курирует Минкульт, другую — Минстрой. В первой части ничего нельзя делать, во второй части можно делать все что угодно. Нужно вернуться к естественному развитию города, считает Андрей Боков.
В этой связи важно иметь строительные регламенты, напоминает президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Александр Кузьмин, много лет занимавший пост главного архитектора Москвы. Многие считают, что они мешают работе. Но, по мнению главы РААСН, это поверхностный взгляд. Наоборот, регламенты упорядочивают работу, они дают понимание того, что можно делать, а чего нельзя. И инвесторы, которые вынуждены по ним работать, с течением времени понимают их полезность.
Сегодня строительство в России переживает качественные изменения: если раньше ставилась задача построить дом, то теперь речь идет формировании жилой среды. Люди должны получить возможность выбирать и образ жизни, и качество и характер пространства.
Это требует от создателей таких сред умения работать сразу на трех уровнях: панорамное восприятие объекта, установка взаимосвязи с окружающим пространством, разработка современного дизайна. И когда они освоят это искусство, у нас и начнет возникать качественно иное жизненное пространство.
Надеюсь, этому поспособствуют и главные архитекторы всех уровней.
Владимир ГУРВИЧ
Источник: www.rcmm.ru