Продажа допусков дискредитировала саму идею саморегулирования, правительство решило кардинально изменить эту систему
Саморегулирование (СРО) в строительстве было введено в связи с отменой в этой сфере государственного лицензирования с 1 января 2009 года. Однако наряду с достигнутыми существенными результатами система СРО породила и очевидные проблемы, мешающие дальнейшему развитию. Поэтому реформа саморегулирования была ожидаемой. Ряд нововведений, предложенных в этом году Минстроем России, и вошедших в принятый 3 июля закон 372-ФЗ, позволят устранить существующие недостатки системы. Какие и как? Об этом «СГ» рассказал руководитель аппарата Ассоциация «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) Виктор ПРЯДЕИН.
«СГ»: Одна из главных претензий к сложившейся системе саморегулирования связана с возникновением СРО, откровенно торгующих свидетельствами о допуске к строительным работам. Как новый закон помогает решить эту проблему?
Виктор Прядеин: Действительно, из-за появления большого числа так называемых коммерческих СРО, занимавшихся торговлей свидетельствами о допуске, последние просто перестали быть документами, гарантирующими качественное, безопасное и надежное выполнение работ. Более того, свидетельства в большинстве случаев выдавались сразу на все виды работ. Этакие мастера на все руки: что хочешь, то и делай — хоть атомный реактор строй, хоть плитку клади — на все один допуск. Это неправильно! Именно поэтому действие свидетельств о допуске к работам с 1 июля 2017 года отменяется. Теперь, в соответствии с новым законом 372-ФЗ, бумажного документа не будет. Право организации выполнять работы по договору подряда будет определяться ее членством в региональной СРО, подтвержденным выпиской из Единого реестра членов СРО. Этот реестр уже работает и постоянно обновляется. Он доступен для всех интернет-пользователей, любой, кто захочет проверить того, с кем собирается работать, сможет зайти на сайт НОСТРОЙ и посмотреть реестр. Конечно, в связи с выходом нового закона в действующий реестр членов СРО мы внесем кое-какие изменения. На это у нас есть время до 1 июля 2017 года.
Повышению ответственности СРО за свою деятельность и за деятельность своих членов будут способствовать и требования к квалификации работников, которые найдут отражение в Едином реестре специалистов. Это новинка. Такого реестра в строительном саморегулировании еще не было. С его помощью мы надеемся получить укрупненный аналог разрешенных видов деятельности. Понятно, что это будет не как сейчас — более двухсот позиций, где разбито все — от кровли до инженерных сетей, в таком дроблении нет особой необходимости. Единый реестр специалистов должен заработать также с 1 июля 2017 года.
«СГ»: Насколько «рабочей» является идея Единого реестра специалистов отрасли?
В.П.: Это такая же технологическая задача, как создание реестра членов СРО. Если мы справились с этим, то, значит, сможем сформировать и базу специалистов. Будут, конечно, определенные трудности, связанные с валидацией, дополнительной проверкой поступающих к нам данных. Да, это будет непросто, да, мы набьем поначалу шишки, но у нас впереди еще целый год для работы. Одна из наших идей, кстати, заключить соглашение с Пенсионным фондом РФ, у которого есть обширная электронная база, чтобы и с их помощью проверять — когда и в какой организации работал тот или иной специалист.
«СГ»: Возвращаясь к теме коммерциализации СРО… На ваш взгляд, когда на СРО перестанут зарабатывать?
В.П.: Мне кажется, корень этой проблемы изначально в том, что СРО были вынуждены конкурировать между собой за клиентов, и если ты не мог снижать стоимость членства, то, естественно, прибегал к демпингу по требованиям. Сама суть СРО, правильная по своей идее, подменялась формальной работой. На этом и зарабатывают компании-посредники, которые массово привлекают клиентов для коммерческих СРО.
С помощью нашего электронного реестра мы выявили пару таких СРО, «косивших косой» новых членов. Только представьте: они по 600 членов в месяц принимали, это, если разделить на 22 рабочих дня, получится почти по 30 строительных компаний в день. Да как это возможно? Понятно, что на такое СРО работает целая сеть посредников. Можно сказать, сетевой маркетинг. Существует даже определенная такса на посреднические услуги. Мне рассказывали, что за каждого нового члена посреднику СРО платили по 40 тысяч рублей. Экономика очень простая — отдал ему такую «комиссию», зато получил клиента, который себя потом «окупит» с лихвой: заплатит тебе вступительный и членский взносы, внесет деньги в компенсационный фонд. Окупаемость такого бизнеса на СРО — меньше года. И живи себе потом припеваючи. Смотрите, сейчас в стране зарегистрировано 269 строительных СРО, членами которых являются 127 тысяч строительных компаний. Даже по самым скромным подсчетам, при средних взносах в 60 тысяч рублей, в год собирается более 7,5 млрд рублей. Согласитесь, сумма немаленькая. И желающих откусить большой кусок от этого пирога хватает. А вот исчезнут такие квази-СРО и посредники, сидящие, как правило,в Москве и Санкт-Петербурге, сами! Но только тогда, когда в полной мере заработает принцип регионализации СРО.
«СГ»: Кстати, одним из важных положений нового закона является как раз обязанность строительной организации вступить в СРО по месту «прописки».
В.П.: Предвидя ваш вопрос, отвечаю: при этом никто не запрещает такой строительной компании работать по всей стране. Просто без регионального принципа членства саморегулируемым организациям сложнее контролировать деятельность строительных организаций. Только вдумайтесь в эти цифры: из 269 российских СРО 98 находятся в Москве. В них состоят примерно 58 тысяч членов, и это при том, что в столице официально зарегистрировано лишь 25 тысяч строительных компаний. Такая же картина и в Санкт-Петербурге — 17 тысяч членов питерских СРО, а стройкомпаний в городе всего 10 тысяч. А остальные члены СРО пришли из других регионов. Зачем? Недобросовестные компании могут делать это намеренно, чтобы избежать контроля. А вот предложенный принцип регионализации СРО — это и есть уже другой уровень ответственности, заставляющий людей собираться и думать, кто руководитель СРО, кого они принимают в свои ряды, какие стандарты устанавливать и как их контролировать и пр.
Не стоит забывать и о том, что небольшие строительные компании, коих среди членов СРО большинство (порядка 77 тысяч стройкомпаний), работали и будут работать в своих домашних регионах. Ну, максимум, в соседних. В любом случае, дотянуться до них — с точки зрения проверок — будет легче. Как будут действовать СРО в этой ситуации, и каковы наши рекомендации? Заключать соглашения с субъектом РФ, с местными органами власти, в том числе и о совместных инспекционных проверках. И когда региональный архстройнадзор и СРО по очереди начнут проверять организации, мы будем обмениваться результатами проверок. Скорее всего, будет и одно место сбора подобной информации — скажем, региональные строительные ведомства.
На сегодняшний день большинству участников строительного сообщества ясно, что переход на новые правила игры неизбежен. При этом, когда до полной регионализации осталось несколько месяцев (согласно 372-ФЗ, определиться по месту «прописки», письменно уведомить СРО о своем членстве строители должны до 1 декабря 2016 года — «СГ»), сейчас остаются СРО, продолжающие в переходный период усиливать дерегионализацию — принимать новых членов, даже не объясняя им, что деньги, которые они внесут в компенсационные фонды, потом — когда нужно будет переходить в другое, правильное СРО (как того требует закон) — могут не вернуться в силу особенностей закона. Я уже не говорю о вступительных и членских взносах…
«СГ»: Компфонды, наверное, один из самых проблемных вопросов в системе СРО. По новому закону предусматривается создание сразу двух фондов — ответственности за причинение вреда и ответственности за неисполнение договорных обязательств. Не приведет ли это к увеличению финансовой нагрузки на членов СРО?
В.П.: Кто-то считает это неоправданным давлением на бизнес, забывая при этом, что представители малого и среднего бизнеса могут даже, наоборот, сэкономить. К примеру, для выполнения контрактов на сумму до 3 млн рублей включительно членство в СРО теперь не требуется. Кроме того, новый закон позволит избежать дублирования взносов в компенсационные фонды генподрядчиков (обязательное членство в СРО сохраняется только для них) и субподрядчиков по всей цепочке работ.
Смотрите дальше, 83% организаций — членов СРО, получивших генподряд, — это компании, объем выполняемых работ которых не превышает 60 млн рублей. По старой схеме они уже заплатили до 500 тысяч рублей. А по новому законодательству, теперь им надо внести всего 300 тысяч рублей (100 тысяч — в компфонд возмещения вреда и 200 тысяч — в компфонд договорных обязательств). Вот только по факту они их уже заплатили, а значит, и доплачивать им ничего не нужно. Правда, это только в том случае, если компфонд не утерян. Об этой проблеме я уже не раз говорил, не секрет, что на счетах ряда банков с отозванными ЦБ РФ лицензиями на сегодняшний день «зависли» примерно 25 млрд рублей из 97 млрд, собранных ранее в компфонды СРО. При этом регулятор уже нас предупредил, что вернуть удастся не более 10-20% этой суммы. Это, к сожалению, общая проблема, с которой нам еще предстоит разбираться. А вот вопросы возврата средств выходящим из СРО членами уже решен: все деньги, которые успели внести, они смогут вернуть после завершения гарантийного периода в 2021 году, в течение одного года.
Право организации выполнять работы по договору подряда будет определяться ее членством в региональной СРО, подтвержденным выпиской из Единого реестра членов СРО»
Андрей МОСКАЛЕНКО
Источник: www.stroygaz.ru