Небоскребы в России: насущная необходимость или воплощение чьих-то амбиций?
Небоскребы в России: насущная необходимость или воплощение чьих-то амбиций?
Считается, что небоскребы — это, в первую очередь, воплощение амбиций власти и бизнеса. Так ли это?
В октябре откроется очередной 100+ Forum Russia, крупнейший российский форум по высотному строительству. Его уникальность в том, что проводится он не в Москве, а в региональном центре — Екатеринбурге. О том, почему форум небоскребов обосновался именно в этом городе и зачем вообще строить в России такие высотные здания, мы поговорили с ответственным секретарем оргкомитета 100+ Forum Russia, исполнительным директором Гильдии строителей Урала Верой БЕЛОУС.
Плюсы регионального формата
— Вера Васильевна, какие преимущества дает региональный формат?
— Действительно, форумы такого уровня нечасто встретишь в регионах. Большинство из них проводится в столицах. Екатеринбург в этом плане — уникальный город. У нас сочетаются архитектура XVIII века, застройка эпохи конструктивизма и современные здания из стекла и бетона. Мы этот опыт наработали, приобрели, и нам есть чем поделиться.
Еще в прошлом году мы ушли от названия «Форум небоскребов» и теперь называемся «Форумом уникального и высотного строительства». Это новая концепция: города растут не только вверх, но и вниз. В этой связи мы не могли пройти мимо подземного строительства. Мосты, большепролетные сооружения — это тоже важная часть жизни города.
Екатеринбург сегодня уже обладает несколькими небоскребами — это башня «Исеть» и БЦ «Высоцкий». Между прочим, самые высокие здания за пределами Центральной России. Что мы, собственно, хотим сказать нашим форумом? Что строить высотные здания — это не страшно и вполне реально и за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. В наших непростых климатических условиях мы можем это делать.
— Форуму всего два года. Решение каких проблем уже удалось найти?
— Один из важнейших итогов форума — дорожная карта, которая, надеемся, поможет улучшить предпринимательский климат в области уникального и высотного строительства. Основные принципы этого программного документа сформулированы еще на первых форумах, и теперь мы ждем его одобрения законодателями.
Главная задача сейчас — уменьшить общее количество административных процедур по согласованию высотных проектов. Если удастся, для нас это будет огромный шаг вперед.
«Там, где начинаются небоскребы, заканчиваются правила»?
— В отношении высотного строительства сложилось устойчивое выражение: «Там, где начинаются небоскребы, заканчиваются правила». Насколько нам известно, проработанной нормативно-технической базы по высотному строительству до сих пор не существует. Удалось ли за два минувших года продвинуться в направлении создания технических регламентов по высотному строительству?
— Все-таки мы неуклонно движемся в сторону правил и для небоскребов тоже. Разработаны два проекта сводов правил по высотному строительству. Первый из них называется «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования», а второй — «Инженерные системы высотных зданий». Оба эти документа — на финальной стадии утверждения.
Предварительно проводили широкое публичное обсуждение этих СП. Собирали «обратную связь» не только в Екатеринбурге, но и в регионах. По результатам было отправлено более 850 замечаний на 383 листах! Более 300 замечаний принято. Это очень хороший результат.
Сейчас своды правил находятся на экспертизе. Надеемся к ноябрю-декабрю получить готовый документ. Так что, можно сказать, нормативно-техническая база уже на выходе.
— Какие нормативы пока не удалось включить в СП?
— К сожалению, в свод правил пока не вошла такая важная часть, как пожарная безопасность. Мы очень долго над этим бились, но пока не удалось включить это в СП. По всей видимости, по «пожарке» будет отдельная нормативно-техническая база. Мы этого очень ждем, постоянно мониторим ситуацию.
Принятие этих важных документов позволит, наконец, исключить использование пресловутых спецтехусловий, которые так много и справедливо критиковали.
Город не может бесконечно расти вширь
— Как известно, в регионах нашей страны высотные здания пока приживаются плохо. Что, на Ваш взгляд, мешает процессу развития высотного строительства в российских городах-миллионниках? И чем в связи с этим Вы объясните феномен Екатеринбурга?
— Действительно, в России не так много городов-миллионников, где есть здания выше 100 м. Есть такое общепринятое мнение, что небоскребы — это, в первую очередь, воплощение амбиций власти и бизнеса: мол, очень хочется построить большой дом, какой смогу, такой и построю... Есть, конечно, и такой посыл.
Но если посмотреть глубже, высотки — это насущная необходимость для большого города. Город не может бесконечно расти вширь. В Москве, чтобы добраться из одного конца города в другой, нужно потратить два часа. В этом плане Екатеринбург — очень компактный областной центр, его можно пересечь максимум за сорок минут. Я считаю, что это просто замечательный показатель.
Кроме того, если застройщику удается получить участок в центре города, он, конечно, пытается выжать максимум из этой площади. И как практикующий строитель могу с уверенностью сказать, что cтроить пятиэтажный дом на супердорогой земле просто нецелесообразно.
В Екатеринбурге, в его исторической части, резервы под застройку были исчерпаны еще несколько лет назад. И мы стараемся расти вверх.
Сегодня в нашем городе уже более 100 домов выше 25 этажей. Мы когда-то начинали строить 16-этажные дома, и было очень страшно и непонятно, как это делать. Потому что это такой высокий дом!.. А сегодня дома в 25—30 этажей — для нас стандарт. Более того, уже вовсю обсуждается, насколько комфортно строить здания в 50 этажей. Вот новая реальность.
Главное — не где, а как построить
— Широко известна конфликтная ситуация, сложившаяся в Санкт-Петербурге со строительством высотного «Лахта-центра». Против возведения небоскреба в свое время выступили коренные петербуржцы, мотивируя это тем, что он нарушит уникальный ландшафт северной столицы. Как, на Ваш взгляд, примирить уникальную историческую застройку российских городов с выбивающимися из общего контекста высотными зданиями?
— Невозможно найти универсальный рецепт, где строить новый высотный дом. Даже если ты начнешь строить в чистом поле, кому-то это может не понравиться.
Город — это живой организм. У Петербурга богатейшая история. И Екатеринбург, и Петербург — это наслоение разных эпох и веков. Самое главное — примирить старое и новое.
Для Екатеринбурга это на самом деле горячая тема. У нас сейчас начали приходить в негодность старые деревянные дома в центре города. Жители недовольны, что на их месте строится что-то из стекла и бетона. Но здесь дело не в том, где построить. Главное — как. Задача — построить новое здание рядом со старым так, чтобы оно смотрелось органично.
У нас таких примеров много. Взять хотя бы торговый центр «Европа». Здание XIX века сохранили и надстроили над ним современную часть из стекла и бетона.
Мы в этом году, кстати, запланировали на форуме секцию по градостроительству и урбанистике, где будем в том числе обсуждать, как вписать старое здание в новую застройку.
— Каких-то зарубежных гостей ожидаете на форуме?
— Наша большая удача: к нам в этом году приезжает исполнительный директор бюроЗахи Хадид. Переговоры с ними ведем с начала этого года, и на прошлой неделе они подтвердили свой приезд.
Будет еще один уникальный проект — от звездного бюро Ренцо Пьяно. Итальянская команда представит на форуме новый проект обновления набережной в Генуе. Представляете, первый выезд с мастер-классами и рассказом о проекте будет к нам!
Так что в этом году со звездами нам определенно повезло.
Скажу по секрету, что в Екатеринбурге запланировано строительство высотного здания по проекту самого Нормана Фостера...
— ...здание-огурец, как в Лондоне? (обтекаемое по форме офисное здание из стекла и бетона в центре Лондона по проекту Нормана Фостера горожане окрестили «огурцом» — Ред.)
— Нет, здание-ананас. Словом, это будет что-то совершенно необычное — и по форме, и по функциям. Кстати, компания-застройщик долго не раскрывала карты. И вот теперь зовет на стройплощадку. Обещает все показать и рассказать.
Свои небоскребы мы стараемся строить сами
— В России практически нет компаний, обладающих опытом строительства небоскребов. Сколько это будет продолжаться, с Вашей точки зрения?
— Вы не совсем правы. Действительно, когда ГК PREMIER на градсовете впервые представила здание, запроектированное архитектурным бюро сэра Нормана Фостера, было не совсем ясно, как к нему подступиться. Потому что там были запроектированы очень дорогие, сложнейшие иностранные материалы. Нашим российским проектировщикам пришлось приспосабливать проект под российские реалии. В итоге практически все заменили на отечественное. Обошлись фасадами нашего екатеринбургского производства.
Могу с гордостью сказать, что у себя в Екатеринбурге мы на 95% строим наши высотные здания сами, иностранных инвесторов или генподрядчиков стараемся не привлекать.
Сейчас в Екатеринбурге есть компании, которые абсолютно спокойно могут отлить монолитный каркас высотного здания, сделать каменную кладку на этих зданиях. Есть фирмы с достаточной квалификацией, способные изготовить светопрозрачные конструкции.
Системы пожаротушения, вентиляции в высотных зданиях сделать гораздо сложнее. Но у нас есть и такой опыт, мы можем это делать. А благодаря форуму можем еще и поделиться своими практическими наработками с другими, распространить их в регионы.
Сидя в офисе где-нибудь во Франции, сложно учесть наши особенности
— Сложился ли у нас пул архитекторов, способных грамотно работать с высотными проектами, или все-таки пока чаще приходится приглашать зарубежных специалистов?
— Вы знаете, башню «Исеть» проектировали французы. И планировалось, что они будут проектировать весь Екатеринбург-сити. Но когда на практике столкнулись с нашими реалиями, оказалось, что сидя где-то в офисе во Франции, сложно учесть все нюансы строительства, быстро все запроектировать с учетом наших особенностей.
Сейчас на разработку концепции Екатеринбург-сити объявлен конкурс, и хотя среди его участников есть архитекторы из СНГ, Германии, Франции (всего подано 150 заявок), застройщик уже не отрицает, что Екатеринбург-сити может быть спроектирован российскими архитекторами.
Надо сказать, наши архитекторы — народ очень гибкий, быстро учатся. У нас несколько очень продвинутых архбюро в Екатеринбурге.
— Вера Васильевна, в заключение позвольте задать вопрос личного характера: как Вы проводите свободное время, чем увлекаетесь?
— Очень люблю читать, моментально проглатываю толстые книги. Правда, не всегда хватает времени.
Недавно я нашла для себя еще одно увлечение: вместе с екатеринбургским художником-иллюстратором Ритой Хаак создали книжку-раскраску для детей. Называется она «Как построить дом» и посвящена основным строительным процессам: от проектирования до момента ввода в эксплуатацию и благоустройства. Каждый этап мы подкрепили заданиями, которые можно сделать совместно с родителями.
Беседу вела Елена МАЦЕЙКО
Источник: www.rcmm.ru