Интернет-продажи стройматериалов: плюсы и минусы.
Интернет-продажи стройматериалов: плюсы и минусы.
Говорят участники рынка
Как выстроить продажи строительных материалов в Интернете
Несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, рынок интернет-продаж строительных материалов в России растет. Более того, происходит это не вопреки, а, скорее, благодаря кризису, который заставил крупных производителей искать новые возможности для сбыта своей продукции. К такому выводу пришли участники круглого стола «Интернет на службе продаж. Эффективные стратегии онлайн-торговли стройматериалами». В то же время, по мнению экспертов, бросаться в интернет, как в омут с головою, производителям строительных материалов не стоит.
Продажи растут у крупных ритейлеров
В целом рынок интернет-продаж в России не такой уж большой по объему: примерно 2,5—3% от оборота товаров в России. Неудивительно, что, по данным коммерческого директора онлайн-издания «East West Digital News» Влада Широбокова, почти по всем основным параметрам наблюдается рост. Растут продажи в рублях, штуках и количестве заказов.
При этом регионы растут быстрее, чем обе столицы. Это объясняется как раз тем, что в Москве и Санкт-Петербурге рынок онлайн-ритейла более насыщенный и конкуренция жестче. Еще один тренд: до 50—60% заказов приходит с мобильных телефонов и планшетов.
Самый лучший рост показывают крупные игроки — в силу того, что у них основной трафик и выстроенные отношения с клиентами. В целом в России в онлайн-ритейле задействованы около 600 игроков, но только три-пять из них можно назвать действительно крупными.
Вообще Россия в этом смысле находится только в самом начале пути. У нас в данном сегменте на душу населения приходится только 3,5 покупок в год. Лидирует же на рынке глобального онлайн-ритейла Китай, на втором месте находятся США, далее идут Британия и Франция.
— То, что мы не находимся в лидерах, — на самом деле явление положительное, — считает Влад Широбоков. — Вне зависимости от любых пертурбаций в нашей экономике, нам есть куда расти.
Кстати, по мнению руководителя отдела индустриальных продаж компании «Яндекс»Сергея Тимохина, ниша DIY (do it yourself — (англ.) сделай своими руками — сеть магазинов для строительства и ремонта — Ред.) выделяется на общем фоне онлайн-продаж.
— В общей массе количество запросов к DIY-сегменту увеличивается год от года, — говорит Сергей Тимохин. — Это явно положительный тренд. По сравнению с электроникой и модой, где сегодня снижается интерес, в DIY количество поисков на одного пользователя растет.
Сколько стоит сайт построить
Сегодня на рынке строительных материалов многие крупные компании пытаются найти новые возможности для сбыта своих брендов. Одним из таких каналов является интернет. Казалось бы, запустил сайт, наладил комплекс операций по обслуживанию заказа (фулфилмент), и все будет хорошо. Но не тут-то было…
По мнению директор интернет-коммерции «Леруа Мерлен» Николая Козака, здесь есть несколько серьезных проблем, с которыми вам обязательно придется столкнуться. Первая из них — степень готовности собственной команды к такой новации.
— Я бы рекомендовал вам начать структурные трансформации в компании, — советует эксперт. — Потому что сотрудники, которые работают в «каменных» магазинах, начнут паниковать: мол, интернет отнимает у нас продажи, скоро нас всех уволят и пр.
Согласна с Николаем Козаком и руководитель направления IT-решений в бизнесе компании «Сен-Гобен» Ольга Кузнецова.
— Когда на группу продуктов есть отдел маркетинга, у которого своя стратегия и свое видение, то при выстраивании интернет-продаж всех нужно выслушать, всем дать место на сайте, — делится опытом специалист. — А почему наш баннер на последнем месте, почему у нас картинка не такая и т.д.? Как это ни странно звучит, но именно со своими коллегами договариваться очень непросто. Любые кросс-функциональные коммуникации, когда в процесс вовлечены несколько департаментов, это отдельная диссертация…
Второй вызов — логистика. Что хорошо для розничной сети, совершенно не подойдет для интернета. Это абсолютно другая история, требующая огромных инвестиций и иного подхода.
Ну а третий «кошмар» — это IT-системы, с которыми придется детально познакомиться.
— Вам предстоит узнать, что такое запуск digital-платформ, что представляет собой ID продукта, клиента, заказа, — предупреждает Николай Козак. — А еще вам придется понять, что такое поддержка 24/7 и как страшно, когда ваш сайт, на который ежедневно «приземляются» сотни тысяч клиентов, вдруг падает, и с этим надо срочно что-то делать...
По мнению специалиста, чтобы интернет-продажи были успешными, компании, которая решила перейти в онлайн, придется на базовом уровне набрать команду из «очень удивительных людей», которые, с одной стороны, хорошо знают клиента и розницу, а с другой — смотрят вперед и готовы осваивать новые механизмы продаж.
Есть и еще одна проблема — взаимоотношения с оффлайн-дистрибьюторами. Например, некоторые специалисты считают, что запуск продаж в Сети — это дело не одного года. Производитель должен четко выстроить взаимоотношения между онлайн-ритейлерами и оффлайн-дистрибьюторами, понять, как эти два канала будут взаимодействовать на одной территории.
Если суммировать все эти «но», то запуск такой интернет-площадки, по оценкам экспертов, обойдется производителю примерно в 10 млн руб.
Насколько выгодно продавать в интернете
Также необходимо отдавать себе отчет, что продажи в интернете — не панацея, а лишь один из каналов сбыта. Во-первых, цена товара на бренд-сайте зачастую выше, чем у дистрибьюторов. Поскольку эта цена — результат переговоров инком-директора с директорами по направлениям, партнерами и соперниками внутри компании. Ведь если дистрибьютор продает один бренд, то на сайте такого себе не позволишь.
Во-вторых, далеко не всю линейку товаров можно реализовать через сеть. Начальник центрального управления по маркетингу и сбыту группы КНАУФ СНГ Алексей Зимин, например, считает, что есть товары, которые лучше и удобнее продавать только через дистрибьюторов: они на месте дадут клиенту все необходимые консультации и покажут, как с ними работать.
Однако у онлайн-продаж есть и несомненные плюсы. По словам Ольги Кузнецовой, покупая товар через интернет у производителя, люди верят, что им привезут качественный продукт.
— Кто-то хочет купить онлайн, потому что получает необходимую информацию, — делится опытом эксперт. — Ему кажется, что производитель даст наиболее достоверные, качественные сведения о продукте или решении.
В основном в Сети строительные материалы ищут частники, поскольку так удобнее контролировать денежный поток. Большей частью это люди, которые вряд ли сами делают ремонт, но участвуют в принятии решений. Кроме того, как правило, ищут товары в интернете бригадиры и прорабы.
Где лучше продавать
Если производитель решился выйти в интернет собственными силами, то начинать, по мнению экспертов, лучше все-таки в Москве или Санкт-Петербурге. Здесь рынок устоявшийся и значительно проще найти исполнителей на тот же фулфилмент. На столицах можно отточить опыт прямых продаж и взаимодействия с покупателями. Но и о регионах забывать не следует.
— Регионы — это наше будущее, — подчеркивает Николай Козак. — В свое время в стране была реализована отличная программа «Интернет в каждую школу» по прокладке оптоволоконной связи. В результате проникновение интернета в регионы значительно усилилось.
Начинать экспансию в субъекты федерации Николай Козак рекомендует с Екатеринбурга, а затем подключить Новосибирск и другие регионы с городами-миллионниками.
— Есть модели, которые можно рассчитать, они достаточно простые, — продолжает специалист. — Это трафик на вашем сайте, средняя зарплата в регионе, количество вузов и интернет-магазинов. В результате можно достичь среднего прироста порядка 20% в год.
Если не сами, то кто?
Однако совершенно не обязательно открывать собственный сайт: для продажи наиболее раскрученных брендов можно использовать и существующие сети DIY. Самые крупные из них — «Леруа Мерлен», у которых отношение продаж через интернет к общему обороту компании в розничном сегменте достигает 7%, Home Décor — до 7,3%. В этом ряду также можно назвать такие известные сети, как OBI, Castorama, K-Rauta.
Отдельного упоминания заслуживают «Петрович» и «OTTO Group». Здесь онлайн продажи достигают 80%, поскольку у них просто нет «каменных» магазинов, куда бы могли приходить оффлайн-клиенты.
Эти компании постоянно совершенствуют свой сервис, вкладывают приличные инвестиции в развитие digital-стратегий, расширение географии продаж, фокусируются на комплексных решениях.
Однако при этом нелишне напомнить, что такие сети не заинтересованы в продвижении брендов, поэтому работа с ними не может ограничиться исключительно тем, чтобы просто отдать им товар на реализацию. Надо быть готовым к совместному планированию, моделированию полки, проведению исследований о предпочтениях покупателей, вплоть до создания специальной торговой марки именно под онлайн-продажи.
Как бы то ни было, ситуация на рынке постоянно меняется. Сейчас наблюдаются тенденции к консолидации. По данным Влада Широбокова, из ста инком-игроков на рынке DIY так или иначе присутствуют 19. Но уже через год их будет 10 или 15.
— Если в 2010 году, когда пользователь набирал запрос «магазин», какие-то конкретные бренды встречались там только в 10% случаев, то в 2015 году эта цифра уже достигла порядка 46%, — говорит Сергей Тимохин. — Это означает, что у многих пользователей появилась ассоциация и что конкретная товарная группа соотносится с определенным магазином.
По мнению эксперта, сегодня с точки зрения охвата пользовательского спроса выигрывают площадки, которые расширяют набор своих товарных групп. Однако до сих пор в России существует лишь считанное количество магазинов, которые могут закрыть все потребности клиента.
— Будущее за магазинами, которые смогут предоставить пользователю единое решение, то есть весь набор того, что ему нужно для ремонта или строительства, — считает специалист.
Как видим, заняться онлайн-продажами необходимо любому производителю строительных материалов. Сегодня это, пожалуй, единственный канал продаж, который показывает хоть и небольшой, но рост. Какой выбрать способ: свой сайт или существующие сети DIY — решать самому бизнесмену в зависимости от своих потребностей и степени собственной смелости.
— И не забывайте про мобайл, — напоминает Влад Широбоков. — Если вас сейчас нет в мобайле, на следующий год вас уже не будет нигде.
Подготовили Александр ГУСЕВ, Евгений ГОРЧАКОВ
Источник: www.rcmm.ru