«Это будет дешевле, чем строить на привозном щебне». Ученые из КГАСУ утверждают, что нашли способ кардинально изменить строительство дорог в Татарстане.
«Это будет дешевле, чем строить на привозном щебне». Ученые из КГАСУ утверждают, что нашли способ кардинально изменить строительство дорог в Татарстане.
Цементобетонные дороги со сроком службы 25 лет — это не мечта, а проект, который начнет претворяться в жизнь уже с 2017 года в Татарстане.
Идеолог строительства таких дорог в регионе — завкафедрой Казанского государственного архитектурно-строительного университета Вадим Хозин рассказывает о преимуществах и недостатках технологии, а также считает, что будущее за высокопрочным песчаным цементным бетоном татарстанского производства. По мнению собеседника, более дорогие по себестоимости цементобетонные дороги в итоге обойдутся казне дешевле, чем привычное всем асфальтовое покрытие.
последнем ежегодном послании Госсовету РТ президент Татарстана Рустам Минниханов призвал изучить практику и перспективы строительства в республике дорог с цементобетонным покрытием. На прошлой неделе на брифинге министр транспорта и дорожного хозяйства Ленар Сафин рассказал о планах.
Сколько дорог с цементобетонным покрытием будет построено, пока не известно: ближе к декабрю цифры уточнят, но речь идет о десятках объектов. Министр сообщил, что на будущий год на региональных дорогах будут покрытия с новым основанием — из тощего бетона (с низким содержанием цемента и с использованием местного материала — ПГС и ОПГС). В некоторых случаях дорожники будут использовать при строительстве верхних слоев марочный бетон. Директор Главтатдортранса Эдуард Данилов рассказал, что на 2017 год цементобетон затронет строительство дорог к животноводческим и семейным фермам.
________________________________________
Мировая практика
Я поборник, идеолог применения цементобетонных покрытий для автомобильных дорог, заверяет Хохин.
«Асфальтобетонное покрытие — самое распространенное в мире — уже не подходит при современной интенсивности дорожного движения и нагрузки. Оно выходят из строя очень быстро — через 3-5 лет. Один из бичей — образование колеи (в том числе от использования шипов и большой интенсивности движения), — говорит собеседник. — В отличие от него, цементный бетон имеет намного большую прочность. Его срок жизни даже при интенсивном движении в условиях России, где самый суровый климат с точки зрения строителей, — 22-25 лет. За рубежом, где климат мягче, даже в Канаде, срок жизни еще дольше. Опыт Германии, Бельгии говорит, что такие дороги служат под 30 лет».
Конструктивно такая дорога состоит из двух составляющих: минеральная и органическая. Минеральная — это щебень, который в Татарстан завозят с Урала и других регионов, поскольку в республике нет своего природного щебня необходимого качества. На сегодняшний день в стоимости 1 тонны привезенного материала 70% составляет железнодорожный тариф. «Однозначно мы будем эти дороги строить и постараемся уйти от привозного материала, чтобы максимально удешевить строительство. За счет эксплуатации — она у бетонных дорог гораздо выше, сэкономить бюджетные средства», — сказал Сафин.
________________________________________
В США давно уже строят цементобетонные дороги — хайвэи. Сейчас в Штатах поставили задачу, выделив порядка $100 млн на научно-исследовательские работы, разработать цементный бетон для дорог, гарантирующий срок службы 65 лет. «Китайцы, которые производят в 40 раз больше цемента, чем США и Россия, за несколько лет построили 45 000 км дорог с цементобетонным покрытием. Мировая тенденция говорит, что нужно строить дороги с цементобетонным покрытием», — убежден он.
________________________________________
На территории России главным образом строят асфальтовые дороги, а на Западе — бетонные. Бетонные дороги служат до 50 лет. По статистике, их в США — 60%, в Германии — 38%, в Австрии — 46%, в то время как в России — всего 3%. Бетонное покрытие дороже асфальтового в 1,5–2 раза. Но асфальтовое требует ухода и ремонта уже через 3–4 года после ввода дороги в эксплуатацию, а бетонное первые 10–12 лет практически ничего не требует.
________________________________________
«Асфальтобетонная мафия»
Аргументы против использования цементобетонного покрытия придумывают представители асфальтобетонной «мафии», уверен Хозин.
«Настоящие дорожники, понимая преимущество цементобетонных дорог, уже давно ратуют за них и думают о том, чтобы построить такие дороги», — добавляет он.
Существует множество факторов, почему цементобетонное покрытие было не востребовано в России, продолжает собеседник: «Строительство консервативно. На бетонные дороги существуют нормативные документы, ведь они когда-то делались. Но сейчас вся система работает на асфальтобетон. Надо что-то менять».
Перечисляя минусы асфальтобетона, собеседник говорит, что зимой покрытие становится хрупким, а летом плывет под большой нагрузкой. Там же, где проходят тяжелые виды транспорта, образуется колея. На больших уклонах даже запрещено делать асфальт — он плывет, постепенно стекает. Хозин признает и преимущества — простота строительства: положили, закатали, остыло и можно сразу ехать.
Цементный бетон набирает марочную прочность в течение 28 суток. «Мы на кафедре занимаемся бетонами, который максимум за 3 суток может набрать нужную прочность. В этом недостаток — цемент медленно твердеет. Процесс ускоряют нагреванием на заводах. Но на дорогах его не нагреешь, так что приходится работать в естественных условиях. Зато когда бетонное покрытие набирает прочность, оно будет и дальше набирать прочность. И через несколько лет станет еще прочнее, чем первоначально», — говорит Хозин.
«При наличии современных добавок можно получить любой бетон — от самоуплотняющегося, который будет растекаться под собственным весом и не требует вибрации, до жесткого, который формуется только при давлении. В этом интервале можно получить любые бетоны и любыми свойствами с заданными прочностными и прочими свойствами», — утверждает собеседник.
25 лет вместо 3-5
Бетон чем прочнее, тем дороже. С другой стороны, у него выше долговечность, поясняет Хозин.
«Для Татарстана больная тема — высокопрочный щебень. Он заводится с Урала, стоимость — 1500-1800 рублей за 1 т. Мы разработали высокопрочные бетоны на основе песков наших месторождений. Пески добываются в углублении рек Камы, Волги, Вятки. На базе этих песков мы можем получать любые по прочности бетоны до марки 1000 (обычно 200-300) с морозостойкостью 300 циклов и более с высокой прочностью. Это будет дешевле, чем строить на привозном щебне. Если его фракционировать на наших предприятиях, то думаю, цена составит 700-800 рублей за тонну (то есть в два раза дешевле), — делится Хозин. — Но это не значит, что и сам бетон будет в два раза дешевле — цену бетона определяют также цемент, добавки и другие компоненты».
Конечно, квадратный метр цементобетонного покрытия обойдется дороже, чем асфальтобетонного. «Но мы не такие богатые люди, чтобы покупать дешевые вещи. Речь идет о приведенной стоимости. Это первоначальная сметная стоимость плюс эксплуатационные затраты, в том числе на ремонт, деленые на срок службы», — объясняет он. Если условно взять стоимость асфальтобетона в 100 рублей и разделить на 5 лет службы (а зачастую и меньше), показатель составит 20. С цементобетоном пример получается таким: условные 300 рублей делят на 25 лет службы, и показатель составит 12. То есть цементобетонные дороги строить дешевле за счет большего срока их службы.
Хозин приводит и еще один аргумент в защиту цементобетонного покрытия: «Когда вы делаете асфальтобетон — под ним находится много слоев дорожной одежды. Когда делают цементобетонное покрытие, то уменьшается количество слоев. Надо считать не только стоимость верхнего, финишного покрытия, но и стоимость квадратного метра всего многослойного «пирога».
В условиях Татарстана цементобетонные дороги могут служить 25 лет, рассуждает собеседник. «В городе их делать ни к чему. Потому что часто приходится вскрывать коммуникации — в этом случае лучше использовать асфальтобетон. Но на всех дорогах, в первую очередь федеральных, где идет большая нагрузка, надо строить цементобетонные дороги», — убежден он.
Хозин утверждает, что строительство цементобетонных дорог позволит решить проблему колейности. Прочность цементного бетона более чем в 10 раз превышает прочность асфальтобетонного покрытия. Да и показатель морозостойкости у него выше.
Пилотная дорога
Хозин рассказывает, что «Волгодортранс» обратился в КГАСУ с предложением о сотрудничестве, и уже разработан совместный предварительный план внедрения, изготовления, устройства опытных участков дороги с разными видами цементных бетонов. На этой дороге будет уложен разный по толщине бетон. Пока не определено точное место, но строить начнут уже в следующем году. «Не зимой — покрытие твердеет только при положительных температурах, минимум плюс 5 градусах», — говорит он.
Премьер Дмитрий Медведев 10 мая утвердил Стратегию развития промышленности и строительных материалов на период до 2020 года. «В качестве одного из индикаторов ее выполнения прописано расширенное производство цементобетонных дорог», — утверждает собеседник. Так что строительства дорог с цементобетонным покрытием становится необходимостью.
«Мы как всегда будем сзади, будем смотреть — а что есть на Западе, давайте лучше купим там, давайте в Китае, а мы им заплатим деньги. Но я объективно знаю — мы в России будем делать цементобетонные дороги. И нам как никому другому нужно их делать. У нас колоссальная по территории страна, и цементобетонные дороги — будущее дорог России. Что касается Татарстана, то мы должны стать первыми [в стране]. И делать покрытие из высокопрочного песчаного цементного бетона».
Источник: kazanfirst.ru