Города ищут новые возможности для роста
Города — главный источник роста экономики на планете, и потому они становятся «полем для экспериментов» архитекторов. Именно эксперименты, а точнее инновации в развитие городов, стали главной темой международного форума «День инноваций в архитектуре и строительстве», который прошел в Москве уже во второй раз.
Одним из мировых трендов стал в последние годы «вертикальный урбанизм» — развитие городской ткани вверх. Однако речь идет не просто о строительстве высотных зданий, а о создании структуры нового типа, где все городские структуры устремляются вверх. Архитекторы настаивают: здания должны иначе зонироваться, совмещать в себе несколько функций — стать садом и офисом, магазином и жильем. Причем это касается не только небоскребов. Пример нового подхода — отнюдь не высотный квартал в городе Мец в Лотарингии на 120 тыс. кв. метров. Квартал многофункционален, здесь предусмотрены самые разные типы недвижимости — от дома для пожилых людей до самых простых городских функций. Особенность лишь в том, что все функции совмещены. То есть здания построены не по принципу — здесь у нас офисы, здесь торговля, а там дом быта, а выглядят как «слоеный пирог» — на нижних этажах торговля или бытовые услуги, потом слой офисов, наверху жилье, а на крыше – общественное пространство — сад.
Другой пример: в Брюсселе есть район под названием Эйзель, где расположен печально известный стадион (в середине 80-х годов прошлого века там произошла трагедия — обрушились трибуны во время футбольного матча и погибло несколько десятков человек). Теперь стадион решено снести, рассказал руководитель архитектурного бюро Jean-Paul Viguier et Associes ЖанПоль Вигье, а территория войдет в зону строительства большого квартала на 400 тыс. кв. метров различной недвижимости. Для Брюсселя это много, поэтому сюда будут проложены ветка метро и скоростной трамвай. Особенность проекта в том, что он не просто сочетает в себе все возможные городские функции: жилье, гостиницу, торговлю. Все здания здесь будут примыкать друг к другу. А на крышах появятся зеленые пространства, которые образуют замкнутый сад — новую зеленую территорию, так необходимую практически любому европейскому городу.
Зеленые пространства на высоте могут помочь и в таком архитектурно-деликатном деле, как совмещение архитектурных стилей. Пример привел глава архитектурного бюро Manuelle Gautrand Architecture Мануэль Готран. В центре Стокгольма, а в городе довольно активно идет процесс вертикального уплотнения городской среды, по заказу городской администрации бюро «надстраивало» здание 70-х годов прошлого века, построенное в модном тогда стиле шведского брутализма. Чтобы выделить современную надстройку, решено было отделить ее от основного здания зеленым общественным пространством. В результате надстройка «парит» над основным зданием, а в промежутке (сообразно с климатом он частично застеклен) город получил еще одну зеленую точку — сад.
Впрочем, надо заметить, что вертикальное озеленение — это хорошо забытое старое. Так, в конкурсном задании одного из тендеров на проектирование жилого дома в Большом Париже стояла задача создать что-то инновационное и зеленое. Инновацией в данном случае стало использование большого количества деревянных конструкций, а для озеленения стен использовался так называемый «вегетативный бетон» — материал, разработанный после изучения стен старых домов, которые часто «прорастают» дикой зеленью. Архитекторы исследовали не только состав пригодной для жизни растений среды, но и подобрали соответствующие растения. В результате стены «ожили». В России «живые стены» пока не слишком популярны (что связано, в том числе, с климатом), хотя, если обратиться к истории, именно в Москве был построен один из первых в мире домов (дом Наркомфина), вдоль всего фасада которого были предусмотрены специальные конструкции для высаживания растений. По замыслу архитектора, они должны были нести двойную нагрузку — озеленять фасад и приносить пользу. Предполагалось, что сажать жители будут огородные растения и пряные травы. Идея огорода на крыше не чужда и французам — на крыше дома в Большом Париже также предусмотрен огород, где жители могут вырастить себе что-то к столу или просто вспомнить, что, к примеру, салат не растет в пластиковых пакетах.
Современные попытки добавить зеленых вертикалей в Москве тоже есть. Весной этого года Москомархитектурой был согласован проект офисно-гостиничного здания на Пресне, разработанный компанией UNK Рroject. Предполагается, что 15-этажное здание будет затянуто девичьим виноградом, который будет менять облик башни в течение разных сезонов. «Ну, а пока самым «вертикально зеленым» в Москве является ИЦ «Сколково», где 60% кровель — это газоны», — напоминает главный архитектор UNK Project Юлий Борисов.
Еще одна европейская инновация, связанная с дефицитом земли: архитекторы все чаще заставляют здания «нависать над тротуаром», и вовсе не для того, чтобы пешеходы могли укрыться от дождя или солнца, а для того, чтобы сократить площадь занятого земельного участка, не сокращая «выход площадей».
Общий же вывод, к которому пришли архитекторы по результатам конференции, — в старых городах, где возможности строительства ограничены, нужно искать новые пути для развития. Люди не могут и не должны жить в музее, город должен развиваться в соответствии с запросами новых поколений, должна появляться современная городская среда, новые возможности городских пространств.
Кроме того
ПО СЛОВАМ ЖАНА-ПОЛЯ ВИГЬЕ, ЕСЛИ СРАВНИВАТЬ ВЫСОТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НАЧАЛА 2000-Х И СЕГОДНЯШНЕЕ, то можно отметить и еще одно важное изменение — стремление к дорогим технологиям сменяется разумным использованием менее дорогих решений. Например, при строительстве одной из башен в парижском Дефансе использованы металлические перфорированные панели, которые играют роль «форточек», что позволяет почти шесть месяце в году не использовать кондиционеры, а значит, снижать энергозатраты на обслуживание здания.
Оксана САМБОРСКАЯ
Источник: www.stroygaz.ru