Практика электронных аукционов приводит к тому, что за обслуживание лифтов берутся непрофессионалы
По данным «Единой лифтовой информационно-аналитической системы» (ЕЛИАС), созданной при Национальном лифтовом союзе (НЛС), за 2015 год в России произошло 110 крупных аварий лифтов в многоквартирных домах (МКД). В результате 10 человек погибли, а 30 — получили травмы. За 8 месяцев 2016 года ситуация выглядит так: 66 аварий, 24 погибших и 25 раненых.
Как считает эксперт-консультант ООО Нацюрбюро «Юрлифт» Андрей Моисеев, свою лепту в такое положение дел вносит несовершенство проведения конкурсов и аукционов на установку лифтов в домах. Ведь, согласно распоряжению правительства РФ от 21.03.2016 г. №471-р, в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), попадает и код ОКВЭД2 — 43.29.19.110 — «Работы по монтажу лифтов, эскалаторов и движущихся тротуаров, требующие специальной квалификации, включая ремонт и техническое обслуживание». «Из-за этого при проведении подобных аукционов складывается ситуация, когда определяющей позицией становится цена услуг, — заявил эксперт «Строительной газете». — Этим пользуются безответственные участники, они предлагают демпинговые цены, но при этом в массе своей не имеют реальных средств и квалифицированного персонала для выполнения работ и обеспечения безопасности эксплуатации лифтового оборудования».
Моисеев напомнил, что когда в Карелии летом этого года в одном из оздоровительных лагерей погибли дети, то правительство оперативно исключило организацию детского отдыха из системы электронных аукционов. «В лифтах, увы, тоже гибнут люди, поэтому аналогичное исключение будет полезным и в лифтовой тематике, в частности, при выборе обслуживающих организаций», — настаивает эксперт. Анализ НЛС подтверждает, что во многих случаях причинами аварий в лифтах является не нарушение правил их эксплуатации жителями МКД, а непрофессионализм обслуживающих организаций.
Но даже если обслуживанием лифтов станут заниматься исключительно профессиональные специалисты, то и это не решит всех проблем с безопасностью. «Отказы — это свойство любой техники, но сегодня диспетчер узнает о поломке только в случае нажатия кнопки вызова. Но на диспетчерском пункте в режиме реального времени нет никакой информации о ситуации в лифтах. Диспетчер даже не видит, когда лифт застрял, не говоря о том, чтобы иметь сведения о работе всех систем и прочих параметров», — отметил вице-президент АО «Открытые технологии» Григорий Шевченко. — Уже есть информационные системы, которые с успехом себя зарекомендовали, например, в банковской сфере, где с их помощью предотвращают сбои электронных систем. Пора начинать их использовать в ЖКХ».
Справочно:
В РФ эксплуатируется свыше 500 тыс. лифтов, и почти 90% из них пассажирские. Ежегодно лифты перевозят свыше 90 млн человек. В 2015 г. было введено в эксплуатацию 26 тыс. лифтов и примерно столько же капитально отремонтировано. За 9 месяцев 2016 года было установлено 23 тыс. новых лифтов.
Алексей ЩЕГЛОВ
Источник: www.stroygaz.ru