Рынок кирпича может уйти в ниши некачественных товаров
Рынок кирпича может уйти в ниши некачественных товаров
Всем уже давно ясно, что керамическая отрасль переживает не лучшие времена. Весьма непростым для нее был и прошедший год. То, что мы считали кризисом, — это теперь уже вполне определившаяся тенденция развития, по крайней мере, на ближайшие пять-десять лет.
Не открою Америки, если скажу, что большая часть предприятий, выпускающих стеновую керамику, — это фабрики с достаточно изношенным оборудованием, энергоемкими технологиями, высокой долей ручного труда.
Но уже можно сказать, что предприятия перестраиваются. По максимуму занялись оптимизацией, меняют стратегию и тактику поведения на рынке. Проводят ревизию по всем без исключения направлениям деятельности: начиная от мелких организационных вопросов и заканчивая серьезными кадровыми решениями, работой над усовершенствованием технологических процессов.
Внимательнее стали относиться керамисты и к такой проблеме, как снижение энергозатрат. Кто-то это делает за счет тарифных решений и перехода на альтернативные источники энергопотребления. Кто-то пользуется услугами независимых поставщиков энергоресурсов. Кто-то начал покупать газ на бирже.
Все это позволяет говорить о том, что отрасль не остановилась, она активно осваивает конкурентные механизмы. Просто мы сейчас находимся в той самой точке, если хотите, точке кипения, где кристаллизуется все самое лучшее, что есть в нашей отрасли, и «выкипает», а вместе с «паром» уходит все то, что мешает нам двигаться вперед.
Об ожиданиях на 2017-й год говорить очень сложно из-за непростой ситуации, сложившейся со сбытом продукции. Тем не менее какие-то элементы новой экономической политики все-таки уже прослеживаются.
Уже очевидно, что работа заводов с потребителем будет решающим фактором успеха предприятия. Сегодня потребитель стал грамотнее, требовательнее, умнее. Ему уже нельзя продать то, что 20 лет назад продавалось на «ура».
Кроме того, отечественные керамические предприятия стараются расширять свое присутствие на внутреннем рынке, а с недавних пор начали тестировать и рынки внешние, рынки стран СНГ. Наши материалы, включая такие новинки, как клинкерные изделия и кирпич ручной формовки, едут в новые российские регионы (в Крым, например) и к нашим ближайшим соседям: в Казахстан, Армению, Беларусь.
Тем не менее около трети предприятий, очевидно, по-прежнему будут чувствовать себя не лучшим образом, если не сказать плохо. Это грозит тем, что рынок, увы, будет уходить в «ниши» менее качественных и мало пригодных для жилищного строительства материалов, которые создают небезопасную и некачественную среду обитания для наших граждан.
Итог? Новые проектные решения, основанные на непригодной для жилищного строительства продукции, уже не смогут соответствовать стандартам по-настоящему комфортного жилья. Они будут более пожароопасными, менее долговечными и экологичными.
Очень не хочется давать такие прогнозы. И, думаю, мы все-таки избежим такого сценария. А для этого нам во что бы то ни стало нужно сохранить костяк: не только современные российские предприятия, но и «старичков», которые пока только запустили у себя программы модернизации.
Сегодня кирпичники вынуждены выбирать достаточно жесткий формат существования на рынке. Не секрет, что любой завод в нынешних условиях старается не отгружать свою продукцию в кредит, поскольку растет дебиторская задолженность. Строителям проще закрыть старое, обремененное долгами предприятие и открыть новое.
Кирпичные заводы вполне могут работать на площадку. Например, газосиликат или ячеистый бетон не могут долго лежать на открытом складе. А керамический кирпич — может! С ним и через пять, и через десять лет ничего не будет. Это наше преимущество. Но это и наша беда. Мы не стали кредитовать стройку — а она, лишенная оборотных средств, обратилась к посредникам, которые поставляют более дешевые, но менее качественные материалы.
Если мы сумеем как-то разрулить эту проблему, то выиграем.
Не так давно Ассоциация керамических материалов выходила с целым пакетом предложений. В частности, предлагалось ввести стимулирующие программы для индивидуального застройщика в части субсидирования процентной ставки по кредитам при приобретении строительных материалов непосредственно у производителя. Но, к сожалению, наши предложения на сегодня не услышаны.
Очень надеемся, что к нам все-таки прислушаются и возьмут на вооружение предложенные нами идеи.
Альберт ПОПОВ, исполнительный директор Ассоциации керамических материалов
Источник: www.rcmm.ru